Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство

 
 

Гофман Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство

Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена не теряло своей актуальности. Сейчас в обществе нарушено духовное единство. Теряются такие понятия, как любовь к родительскому дому, уважение к людям, преданность Родине. Поэтому в настоящее время перед обществом остро стоит проблема воспитания граждан – патриотов своей страны.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. Нельзя не отметить тот факт, что патриотическое воспитание начинается в семье: родители, бабушки, дедушки являются основными субъектами воспитания. Поэтому те базовые ценности, которые ребенок получает в семье, являются основой для рождения такого чувства, как патриотизм. Но в наши дни у родителей зачастую недостаточно времени для воспитания в детях чувства долга, уважения и любви к Родине. Семья часто перекладывает эти обязанности на учреждения образования, учителей.

Значительный вклад в развитие системы народного патриотического воспитания внесли такие выдающиеся педагоги-просветители, как К. Д. Ушинский, A. C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.

М. В. Ломоносов выдвинул идею о решающей роли нравственно-патриотического воспитания. Понимая, что дети – будущее России, он призывал организовывать обучение молодежи в соответствии с интересами Родины. А. П. Усова большое внимание уделяла народному творчеству при воспитании любви к родине. Декоративно-прикладное искусство позволяет в доступной форме усвоить язык народа, его нравы и обычаи.

В. П. Голованов отмечает преимущества дополнительного образования в вопросах формирования личности юного гражданина России: «Воспитание, как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей, становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода».

С 2022 года в российских школах стартовал масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Проект направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

В ходе реализации проекта у нас появилась идея по созданию творческих работ – памятных магнитов.

Цель: включить детей в творческий процесс для формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа и семьи, воспитания любви к Родине и родному дому.

Задачи:

1. Создавать условия для знакомства с разными традициями, праздниками и историей их возникновения.

2. Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве, воспитывать художественный вкус.

3. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей, организовать с детьми выставки детских работ.

4. Осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

Продукт: памятные магнитики.

В настоящее время магниты используются как информационные носители. Они хорошо подходят для передачи информации о праздниках, традициях, событиях и памятных датах. Как правило, магниты прикрепляют к холодильнику, где они постоянно остаются на виду. Более того, магнит может висеть на холодильнике несколько лет, продолжая выполнять свою функцию информационного носителя.

Перед тем как приступить к изготовлению магнитов, ученикам предоставляется информацию по выбранной теме (например, краткая история). В процессе работы проводится обсуждение, направленное на воспитание любви к родному дому, уважения к окружающим и преданности Родине.

Алгоритм проведения занятий:

  • История. На занятиях используются такие источники информации, как песня, фрагмент фильма, книги, статьи и т. д., для лучшего восприятия информации.
  • Выбор основы. Основы могут быть разного размера и формы. Также можно добавлять декоративные элементы.
  • Прикрепление магнита на основу. Важно сделать этот пункт вначале, иначе деталь может потеряться в процессе работы.
  • Подбор палитры. Обязательно проработать цветовую гамму работы для хорошего результата. В противном случае работа может не вызвать положительных эмоций.
  • Нанесение краски на основу. Проговорить правила работы с инструментами и техниками нанесения материала. Это позволит сделать работу аккуратной и красивой.
  • Нанесение блеска. Не запрещайте работать с блеском ребенку. Это его своеобразная подпись и признание в своих чувствах.

Занятия можно проводить в творческих кружках или на внеурочной деятельности.

Представим темы нескольких реализованных в классе работ.

1. Первый опыт по созданию памятных магнитов был приурочен к празднованию 8 марта (рисунок 1). Перед началом работы учащимся была изложена краткая история возникновения праздника. Во время изготовления магнитов говорили с ребятами о предпочтениях мам, что позволило продумать разнообразную цветовую гамму и сияющую палитру для работы. Затем ребята рассказывали про своих мам, бабушек и сестер. Обсуждали, какие поступки могут выразить любовь и заботу о близких. В ходе беседы особое внимание уделяется таким аспектам патриотического воспитания, как любовь к семье, матери, родным. Благодаря положительныи эмоциям, возникающим во время работы, беседа запоминается детьми как позитивный опыт, что способствует формированию патриотических чувств.

Рисунок 1

2. На следующую работу нас вдохновила тема «День космонавтики. Мы первые!» из проекта «Разговоры о важном» (рисунок 2). Процесс проходил по уже выработанному алгоритму. Был проведен краткий обзор по теме на внеурочном занятии «Разговоры о важном. Для выбора цветовой изучили научную информацию про космос. Рассмотрели вклад в отечественную астрономию патриота нашей страны М. В. Ломоносова. Вспомнили уже известные факты про Ю. Гагарина. Поговорили про планетарий им. Анны Кикиной. Ребята делились знаниями и делали предположения про дальнейшую работу в Космосе. Размышляли про свой вклад в развитие России. Работа направлена на воспитание гордости за своих соотечественников и Россию как великую державу.

Рисунок 2

3. Следующий проект был посвящен 9 мая. Работа направлена на воспитание благодарности российской армии и русскому народу, уважения к правоохранительным и защитным органам России.

Рисунок 3

4. «Дежурные» (рисунок 4). Важный момент – воспитание бережного отношения к окружающему миру и в частности к школе.

Рисунок 4

5. «Осенняя природа в России» (рисунок 5). Показывает красоту и богатство красок русской природы. Воспитывает бережное отношение к ней.

Рисунок 5.

5. «День отца» (рисунок 6). Показывает значимость мужчины в семье. Воспитывает любовь и благодарность к близким и родному дому.

Рисунок 6

Каждая работа – это маленькая обучающая игра. Она доставляет детям радость и положительные эмоции, через которые проходит воспитание чувства патриотизма у детей, любви к своему ближайшему окружению: семье, друзьям, любви и бережного отношения к родной природе, получение знаний об истории родного города, пробуждение интереса к национальным праздникам и традициям, уважение к труду.

Ребята выполняют свои работы самостоятельно. Они гордятся ими и несут их домой. Это позволяет укреплять эмоциональную сферу сознания учащихся, помогает воспитанию мировоззренческих чувств патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Искусство играет важную роль в воспитании детей, помогая им стать добрыми, жизнерадостными, преданными Родине личностями, настоящими гражданами и патриотами своей страны. Оно учит детей ценить силу дружбы между народами и важность их единства.

Литература

1. Википедия. Магнит. – Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82 (дата обращения: 14.10.2024).

2. Голованов В. П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Том 4. – № 2. – С. 28–35.

3. Знание. Вики. Кикина, Анна Юрьевна. – Электронный ресурс. – URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%9A%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 12.10.2024).

4. Нелюбина А. Г. Патриотическое воспитание обучающихся в объединении декоративно-прикладного творчества «Самоделки». – Электронный ресурс. – https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-obuchayushihsya-v-obedinenii-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-samodelki-6110821.html (дата обращения: 11.10.2024).

5. Разговоры о важном. – Электронный ресурс. – URL: https://razgovor.edsoo.ru/topic/46/ (дата обращения: 10.10.2024).

Количество просмотров: 149  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы