Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста
Мы едим не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить.
Сократ
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действия других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Одна из главных задач детского сада – обеспечить конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно сохранить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Режим питания – одно из основных условий, обеспечивающих рациональное питание.
Правильно организованный режим питания включает:
– соблюдение времени приема пищи и интервалом между ними;
– рациональную в физиологическом отношении кратность приемов пищи;
– правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.
Дети, привыкшие жить по режиму в детском саду, охотно выполняют его и дома. Но как показывает практика, режим дня в большинстве семей не выполняется. Это большое упущение родителей, поскольку такое положение опасно не только для здоровья ребенка, но и для воспитания. Пренебрежительное отношение родителей к режиму может привести к негативным последствиям.
Родители должны соблюдать ряд правил. Основными из них являются:
– Знание и соблюдение режима питания, принятого в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и по длительности интервалов между ними.
– Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи.
– Сладости можно давать в небольшом количестве после основного приема пищи.
– Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день.
– Важно соблюдение суточной нормы употребления молока, мяса, широкое использование овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.
– Питание должно быть полноценным и сбалансированным.
– Энергетическая ценность должна соответствовать энергозатратам детей.
– Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.
– Пища должна быть вкусной.
– Следует ограничивать потребность продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.
– Объем рациона и режим должны соответствовать возрастным потребностям организма детей.
– Необходимо обеспечивать правильный питьевой режим ребенка.
Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать родителей.
Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. И когда дети переступают порог дошкольного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши дошколята любят лакомиться и чипсами, и сухариками, отдают предпочтение булочкам, пирожкам, газированным напиткам и многим другим продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно. И делать это можно и нужно.
Наша задача не только рассказать о правилах здорового питания, но и постараться максимально сохранить физическое и психическое здоровье детей, сформировать у детей и их родителей ценностное отношение к своему здоровью, правильное пищевое поведение, заставить задуматься над последствиями пищевого выбора.
Как нелегко порой объяснить родителям, что «Вкусно – не значит полезно!» Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия детского сада и семьи, усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания. Применение нетрадиционных подходов к взаимодействию с родителями по вопросам питания способствует повышению грамотности родителей и укреплению здоровья их детей.
Мы подобрали самые эффективные формы работы с родителями:
– Индивидуальные и групповые консультации на тему: «Как вкусно, а главное полезно накормить ребенка дома».
– Организация и проведение групповых родительских собраний на тему «Разговор о правильном питании».
– Участие родителей в конкурсах ДОУ: например, «Лучшие рецепты полезных детских блюд».
– Участие родителей в выставках детских работ «Щедрая осень», «Мы за здоровый образ жизни» и др.
– Проведение мастер-классов с участием родителей, например, «Здесь живут витамины» и др.
– Активное участие родителей в подготовке и проведении тематических праздников и досугов «Дары осени», «Масленица», «Праздник Урожая», «День здоровья» и др.
– Изготовление буклетов и памяток «Осторожно – фаст-фуд», «Витамины – источник здоровья», «Где живут витамины» и др.
Различные папки-передвижки: «Крепыш», «Советы доктора Айболита» «Это интересно» и др.
– Оформление фотовыставки «Папа, мама, я – здоровая семья».
– Создание плакатов о правильном питании.
– Семейная фотография «Любимое блюдо моей семьи».
В результате такой систематической работы родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками педагогов.
Жизнь доказывает: когда есть родительская любовь, уход и правильное сбалансированное питание, ребенок растет здоровым и счастливым.
Количество просмотров: 497 |
Добавить комментарий