Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра

 
 

Гавшина Арина Юрьевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 

Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра

Неудобные дети… Дети, о которых замалчивали или говорили (говорят) слишком много. Это дети с особыми образовательными потребностями. Почему ограниченные возможности у таких детей? Этиологические факторы, возможности проявления детей с расстройствами аутистического спектра: генетические и негенетические, аутоимунные механизмы, перинатальное поражение ЦНС и пр., приводят к нарушениям развития, неврологическим, по своей природе, которые влияют на все психологические и познавательные процессы (мышление, восприятие, речь, память), поведение, социальные и коммуникативные навыки. Они не «в скорлупе», внутри которой находится «обычный» ребенок, ожидающий выйти наружу, не все так однозначно. Безусловно, возможны у детей с ООП необычные, незаурядные способности, но в любом случае нарушения имеют биологическую природу и не ограничены только детским возрастом.

Ограничены возможности здоровья настолько, что сложно играть в коммуникативные, социальные и сюжетно-ролевые игры, общаться со сверстниками, развивая интеллектуальные, творческие способности, взаимодействуя с детьми, только в специально созданных условиях обучения и воспитания, в группах компенсирующей направленности ДОУ либо полной, либо частичной инклюзии, в группах общеразвивающего типа.

Дети с особыми образовательными потребностями, с расстройством аутистического спектра нуждаются в тепле и участии, внимании и терапии не только медикаментозной. Музыкотерапия и развивающая среда в музыкальном зале ДОУ, волшебная аура звуков – это уникальный способ обеспечить огромный мультисенсорный опыт, он очень полезен и важен детям с РАС.

Реагирование на музыкальные звуки, восприимчивость к музыке – тропинка в мир чувств и эмоций. Это характерно для всех детей, с нарушениями или отклонениями в физическом и психическом развитии. Одна из причин притягательности музыки в том, что она не требует участия речи (кроме пения), но весьма действенно помогает проникнуть в эмоциональный мир ребенка с РАС.

Стараюсь на музыкальных индивидуальных или групповых занятиях с детьми с РАС использовать власть звуков, извлекаемых голосом педагога, слушать музыкальные произведения, подкрепленные не только инструментальным или голосовым звучанием, но и образно-зрительным восприятием. Конечно, дети реагируют в зависимости от настроя, отвлекающих факторов, настроения «здесь и сейчас».

Музыка же играет порой роль как главную, так и фоновую, второстепенную, но это основа налаживания музыкальных взаимоотношений между таинственным миром ребенка с РАС и реальностью, действительностью, в которой он существует.

 

«Живая» игра на фортепиано вкупе с неспешным, спокойным пением и тоном педагога, как правило, побуждает детей ритмически играть на музыкальных инструментах, вызывает положительный отклик, удовлетворение эмоциональных потребностей, желание выразить себя в движении, танцуя со взрослым (раскачиваясь, кружась, приседая, хлопая), выстраивая процесс коммуникации, взаимоотношений между звуками музыкальных инструментов и его собственным голосом, возможность выразить свое отношение к окружающему миру средствами звуковой палитры. Вполне возможно, что тяга к музыке, особенно у детей, посещающих 2-3 года группы ДОУ с педагогами-дефектологами, воспитателями-профессионалами, психологами, рождается из ощущения полной погруженности в музыкальное пространство, создаваемое кем-то или им самим. Для ребенка важно иметь или обрести что-либо, что вызвало бы у него сильное впечатление (музыкальный инструмент, предмет атрибутики – платочек, ленточка) и усилило желание взаимодействовать с музыкальным руководителем в большом музыкальном зале недолго, но заинтересованно. Непредсказуемые реакции на звучание музыкальных инструментов, голос могут быть или нет, но увидеть признаки удовольствия или недовольства, желания запоминать, повторить или избежать и закрыться, возможно всегда.

Одним детям нравится электронная, обработанная музыка, льющаяся из колонок, магнитофонов, гаджетов, другие предпочитают «живое» исполнение на рояле, участвуя в музицировании, параллельно играя или отстукивая ритм на музыкальном инструменте палочками (металлофоне, барабане, бубне, ксилофоне), бережно и аккуратно, не ломая инструмент, с воодушевлением прислушиваясь к каждому звуку, дети воспринимают музыку по-разному. Музыкальный руководитель предлагает инструменты не в пустом помещении, а в музыкальном зале, где много отвлекающих и ярких предметов, которые одних пугают, настораживают, других располагают взаимодействовать с уже знакомым, интересным местом – хранилищем музыкальных игрушек, инструментов, контактируя (физически, тактильно), выполняя простейшие танцевальные движения или вкладывая в руку музыкальные палочки, инструменты, держа за руку фактически пришельца-инопланетянина из другой Вселенной, который тебя воспринимает иначе, через призму собственного видения, слышания и понимания и несказанно радует и вдохновляет, когда спокоен и улыбчив.

Количество просмотров: 468  

Добавить комментарий

1. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации
2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания
3. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста
4. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации
5. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196
6. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода
8. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе
9. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
11. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников
12. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра
13. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы