Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников

 
 

Алемасова Наталья Константиновна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирска

 

 

Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников

Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, страстей,

мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче. Благодаря

 музыке вы найдете в себе новые неведомые Вам прежде

силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Шостакович

Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств взрослого человека, которое выражается в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем детстве, патриотические чувства важны для дальнейшего полноценного формирования личности.

Младший школьный возраст – фундамент общего развития личности, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что обучающиеся начальной общеобразовательной школы очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающей действительности может стать основой формирования патриотизма.

Музыка – это одно из богатейших и могучих средств нравственного воспитания, она обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Посредством музыки обучающиеся приобщаются к культурной жизни общества, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности неизбежно оказывают огромное воздействие на поведение подростка.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения обучающегося, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Использование на музыкальных занятиях разнообразных произведений патриотического содержания несёт с собой более целостное восприятие мира обучающимся. Роль педагога – раскрыть перед детьми красоту этих произведений, постараться сделать их знакомыми и любимыми.

Образы, которые предлагаются вниманию обучающихся, должны быть яркими, конкретными, вызывающими искренний интерес, будящими воображение. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с обучающимися начальной общеобразовательной школы, просты, образны, мелодичны. Эти песни обладают интонационными достоинствами, которые позволяют детям исполнять их как в младшем, так и в старшем возрасте. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения обучающихся и придаёт им определённую окраску. Дети начинают понимать характер используемого материала: мелодичные, протяжные песни о природе; трогательные о маме; суровые, трагичные о войне; гордые, торжественные о Победе, любви к Родной стране; весёлые, беззаботные – о счастливом детстве.

Воздействие на подрастающего человека музыкальных произведений значительно возрастёт, если знакомство с ними происходит на основе собственной деятельности обучающегося. Исходя из этого, в работе с детьми следует добиваться, чтобы на уроке они были не только слушателями и зрителями, но также и сами активно принимали участие в исполнении песен, плясок, хороводов, музыкальных забав.

Приведу далее лишь несколько примеров отечественных музыкально-поэтических произведений, использование которых в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки является заметным вкладом в процесс нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

«Государственный гимн Российской Федерации». Автор слов – Сергей Михалков, 2000. Композитор Александр Александров, 1939. 30 декабря 2000.

Разучивание слов и музыки гимна родной страны является важнейшей, неотъемлемой частью патриотического воспитания подростка, фундаментом формирования его гражданского самоопределения, осознанной идентификации себя в окружающем обществе.

Одной из самых известных военно-патриотичных песен в России является песня «Вечный огонь», или «От героев былых времён». Эта военно-патриотическая песня, написана Рафаилом Хозаком на стихи Евгения Аграновича специально для кинофильма «Офицеры». В первый раз она была исполнена в фильме «Офицеры» Владимиром Златоустовским в 1971 году. В песне поднимается вопрос об ответственности живущего ныне поколения перед теми, кто отстоял в бою наше право жить на родной земле, кто отдал жизнь за светлое будущее своей Родины.

Не менее заметным патриотическим произведением является советская песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» 1968 года. Её мелодия является основной музыкальной темой всего фильма. Задушевно исполненная Марком Бернесом, эта песня в простой, ненавязчивой форме поднимает вопрос об идентификации человеческой личности в исторических, географических и культурных реалиях её экзистенциального воплощения.

Песня «Журавли́» была написана композитором Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Она посвящена солдатам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны. В 1968 году эта песня стала последней, исполненной Марком Бернесом. В этом произведении поднимается вопрос о великой гармонии жизни и смерти живущих ныне людей и тех миллионов солдат, кто легли на полях кровавых сражений за нашу Родину.

«Русское поле» – популярная песня композитора Яна Френкеля на стихи Инны Гофф. Она была создана в 1968 году для фильма «Новые приключения неуловимых». Первым исполнителем этой песни стал актёр Владимир Ивашов, который играл в фильме роль белогвардейца. Красивый задушевный образ русского поля является не только удачным и привлекательным описанием знакомого с детства пейзажа, но и поднимает проблему единения современной личности с обществом, его историей и современностью, выстраивает нерушимый мост сопричастности судьбы одного человека с судьбой его страны, судьбой всего народа.

Таким образом, приведённые выше примеры и рассуждения наглядно подтверждают наше предположение о том, что урок музыки в общеобразовательной школе является не только могучим средством эстетического и духовного развития обучающихся, но и служит неотъемлемой частью их нравственного и патриотического восп

Количество просмотров: 7206  

Добавить комментарий

1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы