Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
Искусство для развития детей оставляет неизгладимое впечатление
на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки
не только красоты, но и уроки морали и нравственности.
И чем богаче и содержательнее эти уроки,
тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.
Д. Б. Кабалевский
Школьные годы – это период жизни человека, имеющий решающее значение для формирования всех компонентов культуры личности. Физическая культура личности формируется и существует в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание школьников нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития общества и вытекающих из них задач культурного развития личности каждого человека.
Для детей младшего школьника бегать наперегонки, толкаться, скакать на одной ножке столь же естественно и необходимо, как и дышать. В этом возрасте игровая деятельность у детей преобладает, а социально-нравственного опыта пока недостаточно. Поэтому с целью формирования социально-нравственного опыта в своей работе успешно на протяжении многих лет используем различные формы, в том числе театрализованные, сюжетные уроки. Проводим такие праздники раз в четверть, в течение всей четверти идет предварительная подготовка, за время которой происходит сплочение коллектива, объединение в единое целое детей и взрослых, учащиеся входят в образ героев, пробуют свои силы в различной деятельности. Каждый ребенок может выступить в роли ведущего и оценить свои способности в качестве ведущего, жюри, персонажа. Такие формы уроков позволяют лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет в дальнейшем найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. Такие уроки содействуют формированию социально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждают к сопереживанию, взаимопомощи, объединяют детский коллектив на основе единой цели, единых принципов. На таких уроках ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе.
Предлагаем познакомиться с сценарием театрализованного урока по теме «Если с другом вышел в путь».
Предварительная подготовка: учащиеся делятся на группы, у каждой группы свои задания, учащиеся учат слова, продумывают костюмы, команды готовят эмблемы, подбирают девиз.
Сценарий спортивного театрализованного праздника
Предмет: Физическая культура.
Класс: 2 класс.
Время проведения: 40 минут.
Раздел: подвижные игры.
Цели: формирование интереса детей к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни через театрализованную деятельность.
Задачи урока:
1. Способствовать развитию творчества, организаторских способностей;
2. Популяризировать среди учащихся здоровый образ жизни;
3. Воспитывать у учащихся доброе и уважительно отношение к окружающим, содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.
Планируемые результаты:
предметные – понимать правила эстафет, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения эстафет.
метапредметные (универсальные учебные действия):
– личностные: развития навыков сотрудничества со сверстниками и с учителем в различных игровых ситуациях.
– регулятивные: определять цели и задачи урока, уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу, оценивать свои действия и действия партнера.
– познавательные: уметь объяснять правила игры; понимать причины успеха и не удачи.
– коммуникативные: сохранять доброжелательные отношения друг к другу, уметь слышать друг друга и взрослого.
Участники:
разбойники: «гадость», «забияка»; «мяч»; «ведущие»; команды
«Смельчаки», «Добрячки-здоровячки», жюри; фотокорреспонденты
Играет песня: «Если с другом вышел в путь» команды строятся.
Вбегают со всех сторон разбойники.
Ведущий 1: Кто это у нас в зале проказничает?
Гадость: Позвольте представиться.
Зовут меня “Маленькая гадость”
И спорт, и дружба мне не в радость
И принцип моей жизни таков:
Поменьше друзей и побольше врагов
Забеяка: А я подруга этой гадости
И для меня нет большей радости,
Чем видеть в ссоре всех вокруг.
Друзей и всяческих подруг.
Гадость: А здесь мы только потому,
Что краем уха слышали,
О том, что в лицее у вас,
Все спортом увлекаются,
Здоровыми и красивыми быть стараются,
Забияка: А еще все дружат, к тому же.
Но в это мы не верим, правда, Гадость?
Гадость: Конечно, что за счастье,
Выше прыгать, быстрее бегать,
Вот лично я люблю поспать и пообедать.
Забеяка: В общем, пришли проверить эту сказку и убедиться,
Что все напрасно.
Что лентяи здесь одни и трусы, хулиганы, и прочие оболтусы.
Гадость: Ну что за праздник в будний день?
Вам, как и нам, работать лень?
Ведущий-1: Наш праздник называется “Если с другом вышел в путь”, этот праздник посвящается дружбе и спорту.
Гадость: Ну, и где же ребятишечки ваши?
которых на всем белом свете нет краше?
Ведущий: Представляем вам команды, состав, которых непростой,
Команды представляют названия и девиз.
Ведущий-2: Представляем судей нашего спортивного праздника – это лучшие спортсмены этого класса:
Судья 1:
Каждый должен свою силу
Свою ловкость показать.
Быть здоровым и веселым.
И конечно не скучать.
Судья 2:
Вы сегодня все конечно
Будьте ловки и смелы.
И сегодня вы покажите
С самой лучшей стороны.
Ведущий: Кто любит спорт и состязания, начинаем наши соревнования!
Гадость: ну, например, кто громче умеет кричать, разбросает вещи в раздевалке или даст подзатыльник товарищу.
Ведущий-1: Скажу вам я заранее, не нужны нам такие соревнования. Посмотрите- кА лучше наши!
Итак, первое задание:
Держась за ленту крепко, не расцепляя рук, дружно фишки обежать, по дороге друг друга не растерять.
I эстафета Сороконожка – все участники держась за ленту, должны обежать фишки змейкой и вернуться обратно.
Забеяка: Подумаешь, да мы с тобой еще бы и не так пробежали, только вот у нас друзей столько нет.
Судьи оценивают эстафету.
Ведущий-2: Да, ребята у нас дружные, никогда не бросят друг друга в беде и не подведут, посмотрите, как следующее задание они ловко выполнят.
Два участника спиной, не касаясь рукой пронести должны мячи, а обратно силачи, лбом вам нужно удержать и стараться не терять. А последнему спортсмену с линии попасть мячом в эмблему, мяч поймать, остановить здесь и бежать, что силы есть. Всем успехов, по очку, заработать за точность и быстроту.
II эстафета. Два участника встают спиной к друг другу, удерживая мяч спиной, не касаясь его руками, по сигналу дойти до флажка, от флажка удерживая мяч с двух сторон лбом вернуться на стартовую линию.
Гадость: Хорошо, справились вы с заданием, но это еще не значит, что дальше будет все отлично.
Судьи оценивают эстафету
Следующая эстафета не так проста и требует хорошего старта, используем челночный бег – теперь «челнок» ты, а не человек. Первый несет мячи поочередно к фишке, обратно возвращает поочередно их второй. Готовимся девчонки и мальчишки, на старт, внимание, стой!
Я вижу приготовились вы плохо, вес тела на носок перенесли? Теперь готовы? Раз, два, три!
III эстафета челноки – переноска мячей с лицевой линии до фишки – мячей-2.
Судьи оценивают эстафету
Мы усложняем степень нашего заданья и тренируем память и внимание. Перечисляю я 14 слов, через минуту в любом порядке их по очереди нужно перечислить. Кто больше вспомнит тот победит.
Ведущие перечисляют слова.
Забияка: Какие скучные слова, даже нет слова булочка, чипсы, газировка, ссора, раздор, обман.
Гадость: надоело мне уже сидеть, смотреть, так и хочется какую-нибудь гадость сделать, руки так и чешутся.
Забияка: Пришли сюда мы не затем, чтоб наживать себе проблем.
Ведущий-1: Лентяи вы, должна я вам признаться. Вот на кого вам надо бы равняться.
Ведущий-2: Что бы руки у вас не чесались, я предлагаю вам сделать следующее задание с нашими ребятами.
Входит «Мяч» и предлагает с ним поиграть. Команды играют. Герои играть отказываются.
IV Эстафета с ведением мяча.
Гадость: Нет лучше звука для меня чем звон разбитого стекла, пинает мяч.
Забияка: А я люблю в других соревнованиях участвовать: лежебокобол, тяжелое переедание, легкое недомогание.
V эстафета: командам нужно построиться по росту, по цвету волос.
Гадость и Забияка не выдерживают, просятся принять их к себе в школу.
Ведущий-1: В конце морали не нужны
Вам их вполне хватает
Однако помнить вы должны
Что время быстро истекает
Ведущий-1: Ты дружбой верной дорожи
Обиды долго не держи
Храни друзей, храни любовь
Храни свое здоровье.
Завершается праздник подведением итогов, награждением, фотографией на память.
Конечно, уроки эти необычны, но если их использовать в системе, они приносят хороший результат: мотивацию, установку на здоровый образ жизни, развитие навыков сотрудничества. В качестве других примеров из собственного опыта приведем другие уроки: «Рассеянный с улицы Бассейной» – о приучении к порядку и гигиене; «Разведчики» – каждый мальчик должен быть сильным и крепким; «Молодецкие игры» – игры древности, «Спортивный детектив»; «Москва-80» и др.
В заключении хотелось бы добавить, что такие театрализованные уроки помогают обеспечить психологически комфортный микроклимат занятия, способствуют формированию личности, направлены на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства. А в настоящее время современное общество особенно нуждается в таких активных и творческих людях.
Количество просмотров: 6147 |
Добавить комментарий