Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования
Парциальные программы в дошкольных образовательных учреждениях представляют собой специализированные образовательные программы, направленные на развитие определенных аспектов личности ребенка, таких как физическое здоровье, интеллектуальные способности, эмоциональная сфера, социальные навыки и творческое мышление. Парциальные программы помогают расширить и углубить образовательный процесс, делая его более разнообразным и эффективным, так как включают в себя:
Индивидуализацию образовательного процесса: Возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка позволяет создать условия для развития его сильных сторон и коррекции слабых.
Разнообразие методов и подходов: Использование различных методик и технологий в рамках одной программы способствует развитию у детей интереса к обучению и расширению кругозора.
Развитие творческих способностей: Многие парциальные программы включают элементы творчества, такие как рисование, музыка, театр, что помогает детям выражать себя и развивать воображение.
Социальную адаптацию: Взаимодействие с педагогами, сверстниками и другими участниками образовательного процесса в рамках реализации парциальной программы способствует формированию социальных навыков и умений общаться в различных коллективах.
Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс: Участие родителей в парциальных программах способствует более глубокому пониманию потребностей и возможностей ребенка, укрепляет семейные связи и улучшает результаты образовательного процесса.
Предлагаем вашему вниманию перспективный план (содержательный раздел) парциальной программы по речевому развитию «Пестрые сказки» для реализации в подготовительной к школе группе
Сентябрь:
1 неделя. Тема: «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад»
Заучивание стихотворения: «Осеннее письмо» (Н. Самоний)
Чтение сказок: «Василиса Прекрасная» (обр. Афанасьева)
Чтение стихотворений: «Год – пароход» (Л. Завальнюк. Глава «Осень»)
Чтение рассказа: «Похититель собак» (В. Драгунский)
Чтение и пересказ рассказа: «Храбрый утенок» (Б. Житков)
Дидактическая игра: «Сложи пазл»
Итоги: Фотовыставка и рассказы «Вот оно какое, наше лето»
Реализация проекта «Книга сказок»
2 неделя. Тема: «Транспорт»
Заучивание наизусть стихотворения: «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов)
Чтение стихотворения: «Юрка живет на другой стороне» (Я. Пишумов)
Чтение рассказов: «Автомобиль» (Н. Носов), «Заборчик вдоль тротуара» (Г. Юрмин)
Сочинение: «Каким я представляю себе транспорт будущего»
Дидактическая игра: «Запрещается – разрешается» (В. Семеркин)
Итоги: Реализация проекта «Книга сказок»
3 неделя. Тема: «Автотранспорт специального назначения»
Заучивание наизусть считалки: «Ехала машина темным лесом…»
Чтение рассказов: «Шлагбаум» (Г. Юрмин), «Пожар» (Б. Житков)
Чтение сказки: «Сказка про убежавшие велосипеды» (О. Камакин)
Чтение стихотворения: «Прогулка по городу» (В. Иришин)
Дидактическая игра: «Отгадывание загадок в стихах о транспорте»
Итоги: Экскурсия «Пожарная часть». Реализация проекта «Книга сказок»
4 неделя. Тема: «Диагностика развития детей»
Заучивание наизусть стихотворения: «Кораблик» (пер. С. Маршака)
Чтение былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)
Чтение рассказов: «Если бы я был взрослым», «Зеленчатые леопарды», «Двадцать лет под кроватью» (В. Драгунский)
Чтение стихотворения: «Осенью» (М. Волошин)
Итоги: Конкурс поделок и сочиненных к ним рассказов, сказок, загадок «Осенняя фантазия». Реализация проекта «Книга сказок»
Октябрь:
1 неделя Тема: «Хлеборобы»
Заучивание наизусть пословицы: «Хлеб да вода – богатырская еда»
Чтение сказок: «Хлебный голос» (А. Ремизов), «Теплый хлеб» (К. Паустовский), «Легкий хлеб» (обр. Е. Благининой)
Чтение рассказа: «Хлеб растет» (Э. Шим)
Чтение стихотворения: «Из чего печется хлеб» (Т. Лаврова)
Дидактическая игра: «Отгадай загадку»
Итоги: Тематическая выставка «Говорят наши дети»
Реализация проекта «Книга сказок»
2 неделя Тема: «Грибы. Ягоды»
Заучивание наизусть пословицы: «Была бы охота – заладится всякая работа»
Чтение сказки: «Дудочка и кувшинчик» (В. Катаев), «Сказка про Мишутку, Лису и ягоды» (Е. Феклистова)
Чтение рассказов: «Грибы» (В. Катаев)
Чтение стихотворения: «Грибы» (Е. Трутнева)
Чтение и пересказ рассказа: «По ягоды» (Я. Тайц)
Дидактическая игра: «Из какой сказки сюжет»
Итоги: Реализация проекта «Книга сказок»
3 неделя Тема: «Деревья и листья»
Заучивание наизусть считалки: «Ива грустно смотрит в пруд,
Утки по пруду плывут…»
Чтение рассказов: «Ель», «Лиственница», «Осина», «Рябина» (В. Зотов из книги «Лесная мозаика»)
Чтение стихотворения: «Листопад» (И. Бунин)
Режиссерская игра: «Погружение в сказку»
Дидактическая игра: «Расскажи сказку по картинкам»
Итоги: Праздник «Осенняя ярмарка»
4 неделя Тема: «Труд людей осенью»
Заучивание наизусть стихотворения: «Труд» (Ф. Байкова)
Чтение рассказа: «Великие путешественники» (М. Зощенко)
Чтение сказки: «Осенние корабли» (С. Козлов), «Петя и Потап» (В. Чижиков. Главы из книги. Творчество художника-иллюстратора В. Чижикова)
Чтение и пересказ басни: «Старик и яблони» (Л. Толстой)
Дидактическая игра: «Найди пару литературному герою»
Итоги: Реализация проекта «Книга сказок»
Ноябрь:
1 неделя Тема: «Перелетные птицы»
Заучивание наизусть пословицы: «Коль хорош, так не хвастай, тебя и так приметят»
Чтение рассказа: «Кто куда» (Н. Сладков)
Чтение сказок: «Лягушка-путешественница» (В. Гаршин), «Как лиса училась летать» (обр. А. Толстого)
Дидактическая игра: «Расставь иллюстрации по порядку»
Итоги: Реализация проекта «Книга сказок»
2 неделя Тема: «Как животный мир готовится к зиме?»
Чтение рассказов: «Белочка-хлопотунья» (Г. Скребицкий. Главы из книги), «Что за зверь?» (Е. Чарушин)
Чтение сказки: «Бемби» (Ф. Зальтен. Главы из книги)
Сочинение: «Небылицы о подготовке животных к зиме»
Дидактическая игра: «Сказки перепутались»
Итоги: Экскурсия «Библиотека»
Реализация проекта «Книга сказок»
3 неделя Тема: «Мой дом. Мой город. Моя семья»
Заучивание наизусть стихотворения: «Посидим в тишине» (Е. Благинина)
Чтение рассказов: «Трудный вечер» (Н. Артюхова), «Саша – дразнилка» (Н. Артюхова), «Сыновья» (В. Осеева)
Чтение сказки: «Айога» (Т. Габбе)
Театрализация: «Теневой театр по сказке «Гуси-лебеди»
Дидактическая игра: «Сказочный лабиринт»
Итоги: Конкурс чтецов «Любовь мамы всегда со мной»
4 неделя Тема: «Осень обобщение»
Заучивание наизусть пословицы: «Тайное всегда становится явным»
Чтение рассказов: «Тайное становится явным», «Друг детства» (В. Драгунский), «Осень» (К. Ушинский)
Чтение и пересказ рассказа: «Четыре желания» (К. Ушинский)
Дидактическая игра: «Какой из сказочных персонажей лишний?»
Итоги: Газета «Говоруны» выпуск 1 «Я люблю эту осень за краски»
Декабрь:
1 неделя Тема: «Зимующие птицы»
Заучивание наизусть стихотворения: «Снегири» (А. Прокопьева
Чтение рассказов: «Цапля» (Е. Чарушин), «Чем дятел зимой кормится» (Г. Скребицкий, В. Чаплин)
Чтение стихотворений: «Зимний разговор через форточку» (Б. Брехт), «Пороша» (С. Есенин), «Прилетели птицы» (Н. Радченко)
Итоги: Изготовление и развешивание кормушек
2 неделя Тема: «Я и моя семья»
Заучивание наизусть пословицы: «Доброе дело без награды не останется»
Чтение былины: «Добрыня и змей» (пересказ Н. Колпаковой)
Чтение сказки: «Каждый свое получил» (обр. М. Булатова), «Старик-годовик» (В. Даль), «Конек-Горбунок» (П. Ершов)
Сочинение историй по иллюстрациям книги:
«Про девочку Машу и куклу Наташу» (В. Чижиков)
Дидактическая игра: «Из какой сказки предмет»
Итоги: Работа по проекту «Народная мудрость в пословицах и поговорках»
Презентация семейных мини-проектов «Мир в семье – так и лад в душе»
3 неделя Тема: «Животный мир зимой»
Заучивание наизусть пословицы: «Друг познается в беде»
Чтение сказки: «Слепая лошадь» (К. Ушинский)
Чтение рассказов: «Кабаны» (Е. Чарушин), «Голубой зверек» (В. Бианки), «Заячьи тропы» (Ю. Коваль)
Чтение и пересказ рассказа: «Лиса» (Е. Чарушин)
Дидактическая игра: «Лото. Животные из сказок»
Итоги: Проект «Народная мудрость в пословицах и поговорках» Презентация семейных мини-проектов «Мир в семье – так и лад в душе»
4 неделя Тема: «Традиции Нового года»
Заучивание слов для инсценировки: «Про жадных мышат»
Чтение сказки: «Двенадцать месяцев» (С. Маршак), «Трудно быть добрым» (Н. Абрамцева), «Снегурочка» (русская народная)
Инсценировка: «Про жадных мышат»
Дидактическая игра: «Волшебный сундучок со сказками»
Итоги: Конкурс «Елочная игрушка». Праздник «Новогодняя сказка»
Январь:
2 неделя Тема: «ЗОЖ»
Заучивание наизусть пословицы «Здоровье близко: ищи его в овощной миске»
Чтение рассказов: «Слон» (А. Куприн)
Чтение сказок: «Снежная королева» (Г. Х. Андерсен), «Энциклопедия для малышей в сказках. Как устроен человек» (Е. Ульева), «Синичкин календарь» (В. Бианки, глава «Январь»)
Сочинение: «Сочиняем продолжение к рассказу «Страшный зверь» С. Сутеев. Творчество художника-иллюстратора В. Сутеева)
Дидактические игры: «Подбери пословицу к ситуации»
Итоги: Презентация семейных мини-проектов «Терпение и труд все перетрут»
3 неделя Тема: «Зимние забавы. Зимние виды спорта»
Заучивание наизусть считалки: «Мы наденем свитерки,
В руки мы возьмем коньки…»
Чтение сказок: «Мышонок Крошка выходит на лед» (М. Пляцковский), «Снежная королева» (Г. Х. Андерсен)
Дидактическая игра: «Парные картинки»
Итоги: Газета «Говоруны» выпуск 2 «Веселые рассказы о Новогодних каникулах»
4 неделя Тема: «Зимние забавы. Зимние виды спорта»
Заучивание наизусть пословицы: «Язык болтуна не доведет до добра»
Чтение сказок: «Болтунья» (русская народная), «Снежная королева» (Г. Х. Андерсен)
Чтение и пересказ рассказа: «Просто старушка» (В. Осеева)
Дидактическая игра: «Кто за кем», «Подбери рифму к слову»
Итоги: Презентация семейных мини-проектов «Терпение и труд все перетрут»
Февраль:
1 неделя Тема: «Неделя книги»
Заучивание наизусть стихотворения: «Как хорошо уметь читать»
(В. Берестов)
Чтение рассказов: «Волшебное слово» (В. Осеева), «Почему?» (В. Осеева)
Чтение сказок: «Мы ищем кляксу» (В. Сутеев)
Чтение стихотворения: «Две книжки» (С. Ильин)
Дидактическая игра: «Лото «Любимые сказки»»
Итоги: Презентация семейных мини-проектов «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Акция «Пополним нашу библиотеку»
2 неделя Тема: «Народная культура и традиции»
Заучивание наизусть пословицы: «Доброе сотворишь – себя увеселишь»
Чтение сказок: «Серебряное копытце» (П. Бажов), «Голубая птица» (обр. А. Александровой, М. Туберовского)
Театрализация: «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак)
Дидактическая игра: «Чья песенка?», «Закончи рифму»
Итоги: Проект «Народная мудрость в пословицах и поговорках»
Развлечение «Масленицу провожаем – света солнца ожидаем»
3 неделя Тема: «Люди мужественных профессий»
Заучивание наизусть стихотворения: «Наша Армия родная» (Л. Некрасова)
Чтение рассказов: «Обвал» (Б. Житков), «Пожар в море» (Б. Житков), «На льдине» (Б. Житков), «Первый ночной таран» (С. Алексеев)
Игра-драматизация: «На льдине»
Дидактическая игра: «Найди лишнего героя»
Итоги: Фотовыставка и рассказы «Мой папочка любимый, ты очень дорог мне». Развлечение «Веселые старты»
4 неделя Тема: «Зима обобщение»
Заучивание наизусть пословицы: «Вранье не введет в добро»
Чтение рассказов: «Проказы старухи-зимы» (К. Ушинский), «Стожок» (Ю. Коваль), «Что легче?» (В. Осеева)
Чтение и пересказ рассказа: «Барсук» (Е. Чарушин)
Дидактические игры: «Разложи иллюстрации по порядку», «Закончи рифму»
Март:
1 неделя Тема: «Международный женский день»
Заучивание наизусть слов для театрализации: «Три дочки»
Чтение сказки: «Не буду просить прощения» (С. Прокофьева)
Чтение рассказов: «Рыцари» (В. Драгунский), «Сестра моя Ксения» (В. Драгунский), «Как я помогал маме мыть пол» (В. Голявкин)
Театрализация: «Три дочки»
Дидактическая игра: «Какому персонажу принадлежит предмет»
Итоги: Газета «Говоруны» выпуск 3 «Веселые рассказы о папах и мамах»
Праздник к 8 марта «Семейный альбом»
2 неделя Тема: «Животные жарких и холодных стран»
Заучивание наизусть пословицы: «Смекалка во всяком деле выручит»
Чтение рассказов: «Морж» (Е. Чарушин), «Носорог» (Е. Чарушин)
Чтение сказок: «Откуда взялись броненосцы», «Почему у носорога кожа в складках» (Р. Киплинг), «Умка хочет летать» (М. Пляцковский)
Режиссерская игра: «Зоопарк»
Дидактическая игра: «Угадай по описанию»
3 неделя Тема: «Животный мир весной»
Заучивание наизусть пословицы «Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен»
Чтение сказок: «Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка)
Чтение рассказов: «Медведь – рыбак» (Е. Чарушин), «Загадочный зверь» (Н. Сладков), «Сторож» (В. Осеева)
Чтение и пересказ рассказа: «Купание медвежат» (В. Бианки)
Дидактическая игра: «Подбери пословицу к ситуации»
Итоги: Конкурс небылиц «Небылицы, небылицы – переходят все границы»
4 неделя Тема: «Водоемы и их обитатели»
Заучивание наизусть считалки: «Как в аквариуме нашем»
Чтение рассказов: «В подводном лесу» (Н. Сладков. Главы из книги), «Рыбий дом» (В. Бианки)
Дидактическая игра: «Найди свою сказку», «Подбери рифмы»
Итоги: Развлечение «Сказка за сказкой»
Апрель:
1 неделя Тема: «Насекомые»
Заучивание наизусть считалки: «На вечерний огонек
Прилетел к нам мотылек…)
Чтение сказок: «Хвосты» (В. Бианки), «Сороконожка» (Д. Биссет)
Чтение рассказа: «Пчелки на разведках» (К. Ушинский)
Чтение и пересказ сказки: «Скворечник для бабочки» (Э. Успенский)
Дидактическая игра: «Найди пару»
2 неделя Тема: «Космос»
Заучивание стихотворения: «Юрий Гагарин» (В. Степанов)
Чтение сказок: «Звездочет и обезьянка Микки» (Т. Шорыгина), «Путешествие на марс» (И. Ревю), «Соль земли» (И. Соколов-Микитов)
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Заучивание наизусть: «Астрономическая считалка» (А. Усачёв)
Итоги: Развлечение «День космонавтики»
3 неделя Тема: «День Земли»
Заучивание наизусть пословицы: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»
Чтение сказок: «Гадкий утенок» (Г. Х. Андерсен), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского)
Чтение стихотворения: «Песенка о дожде» (А. Введенский)
Чтение и сочинение продолжения к произведению: «Сундук» (В. Левин)
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»
Итоги: Развлечение «К нам весна шагает быстрыми шагами»
4 неделя Тема: «Весна»
Заучивание наизусть пословицы: «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Чтение рассказа: «Бабушка и внук» (Н. Артюхова)
Чтение сказки: «Чистые птицы» (С. Козлов)
Чтение стихотворения: «Мышка с кошкой под одной обложкой» (В. Чижиков)
Дидактическая игра: «Чья это вещь»
Итоги: Газета «Говоруны» выпуск 4 «Спасибо тебе, наш детский сад!»
Май:
1-2 неделя Тема: «День Победы»
Заучивание стихотворения: «День Победы» (Т. Белозеров)
Чтение рассказов: «Памятник советскому солдату» (Л. Кассиль), «Первая колонна» (С. Алексеев)
Чтение стихотворений: «На параде» (Е. Ранеева), «Вместе с дедушкой» (Г. Ладонщиков)
Дидактическая игра: «Небылицы»
Итоги: Экскурсия «Монумент Славы», Праздник «День Победы». Шествие «Бессмертный полк»
3 неделя Тема: «Безопасность»
Заучивание наизусть слов для театрализации: «Кошкин дом»
Чтение сказки: «Вера и Анфиса тушат пожар» (Э. Успенский)
Чтение рассказов: «Камень» (Н. Артюхова), «Воробей» (Н. Артюхова)
Театрализация: «Кошкин дом»
Дидактическая игра: «Найди героев произведения»
Итоги: Летняя Олимпиада
4 неделя Тема: «До свидания, детский сад!»
Чтение рассказов: «Как Вовка в школу собирался» (Магазевская), «Золотое правило» (О. Караченцева, Е. Нилова)
Чтение сказки: «Хитрый коврик» (Е. Пермяк)
Чтение и сочинение продолжения рассказа: «Фантазеры» (Н. Носов)
Дидактическая игра: «Путешествие по сказкам»
Итоги: Праздник «До свидания, детский сад!»
Парциальные программы играют важную роль в дошкольном образовании, дополняя и обогащая основной образовательный процесс. Они помогают детям развиваться гармонично, учитывая их индивидуальные особенности и интересы. Благодаря комплексному подходу, игровой форме обучения и активному участию родителей, парциальные программы способствуют формированию разносторонне развитой личности.
Литература:
1. Власенко О. П. Ребёнок в мире сказок. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. – СПб, 2008.
3. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
Количество просмотров: 816 |
Добавить комментарий