Русский язык и литература: пути решения профессиональной проблемы

 
 

Голошумова Татьяна Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия № 13 г. Новосибирска

 

Русский язык и литература: пути решения профессиональной проблемы

Целью изучения русского языка является развитие мышления, связной речи в устной и письменной формах, знание лингвистических терминов и понятий, знание орфографических и пунктуационных норм. Стоит отметить, что без овладения языком (его структурой и функцией) ребёнок не может успешно осваивать другие науки. Так, при изучении наук гуманитарного цикла (история, обществознание) учащимся понадобится умение писать сочинение-рассуждение на определённую тему, эссе, составление сложных планов, конспектов. Данные виды работ актуальны в старших классах, так как учащиеся сдают ГИА и ЕГЭ, где в части С в качестве творческого задания выпускникам предлагается написание эссе по истории или обществознанию. Я считаю, что учиться выполнять данные виды работ необходимо, начиная с 5 класса.

Отбор дидактического материала для уроков осуществляется мной на основе дифференцированного подхода в обучении. Это предполагает использование различных методов и приёмов, разнообразных упражнений в зависимости от целей и этапов обучения, видов речевой деятельности и возрастных особенностей учеников. Так, некоторым обучающимся достаточно зрительного восприятия орфограммы. Иные же требуют ряда закрепительных упражнений. Есть ребята, которые выстраивают ассоциативную связь. Также мы часто строим различные схемы и графики, составляем таблицы.

Одной из своих ключевых задач считаю обучение детей навыкам самостоятельной работы: составление плана, конспекта; нахождение нужного материала по определённой теме; формулирование проблемных вопросов; анализ своей работы и работы одноклассника (в некоторых случаях – работы ученика другого класса); критический анализ материала, взятого из интернета. Данные виды работ помогают формировать и развивать мыслительную деятельность обучающихся.

В преподавании я использую технологию интегрированного обучения, реализуя межпредметные связи. На уроках русского языка ведётся интеграция материала уроков литературы, математики, географии, истории, иностранных языков, а на уроках литературы – с русским языком, историей. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса и темы урока. Такие интегрированные уроки разработаны мной в соавторстве с научным руководителем Тагильцевой Л.Г. Например, конкурсный урок «Поэзия и проза. Ритм и рифма», который был проведён не только на базе МБОУ гимназия №13, но и в других образовательных учреждениях города Новосибирска во время профессионального конкурса «Новой школе – современный учитель» (2014-2015 учебный год).

Задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес как у пятиклассников, так и у семиклассников. Специфика такого урока: без знаний из других предметных областей мы не придём к решению поставленных в начале урока целей. Ребятам нравится демонстрировать свои знания по другим предметам, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и прийти к решению поставленных целей. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

Главным для меня на уроке является диалог учителя и ученика. Чтобы он состоялся и был продуктивен, я учитываю возрастные и психологические особенности обучающихся. Для меня является важным услышать ребёнка, понять его мысль и сделать так, чтобы весь класс услышал и понял сказанное. Мы учимся слушать и слышать друг друга, уважать мнение друг друга, ведь без этого не может быть конструктивного диалога (полилога).

Мне очень близки слова Василия Александровича Сухомлинского: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний… Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Хороший урок – это не только тот урок, в конце которого мы достигли поставленные в начале цели, сделали выводы, но и после которого остались вопросы, которые хочется решить, к которым хочется найти ответ, которые заставляют думать и размышлять. 5 класс, урок по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Мы говорили о главном герое сказки – Алёше, о чёрной курице, подземных жителях и других героях, а в конце урока задались вопросом: А было ли это всё на самом деле с Алёшей, ведь выясняется, что у него была высокая температура… Не горячка ли это? А, может быть, сон? Но откуда тогда конопляное зёрнышко в его руке? – следующий вопрос… И версии лились рекой, отвергались, придумывались другие, ребята спорили, но в итоге вопрос для нас остался. И на переменах, и на следующем уроке мы продолжали придумывать версии загадочным событиям, произошедшим с Алёшей.

Урок литературы в 7 «А» классе в этом учебном году по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина, на котором присутствовала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бояго Л.А., не оставил равнодушным ни члена администрации, ни меня, как учителя, ведь в конце урока после обсуждения сказок ребята начали предлагать версии о том, что герои, встречающиеся в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, словно кочуют из одной сказки писателя в другую. Этим ребята и пытались объяснить загадочность сказок данного писателя и поспорить с критиками литературы о том, что сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина имеют право носить название данного жанра литературы, так как в них соблюдены фольклорные традиции, элементы, символы, на которые опирались классики русской литературы.

Таким образом, все осуществляемые на уроках приёмы и методы работы помогают формировать гармонично развитую личность обучающегося, знающего и уважающего классические произведения своей страны и зарубежья, с уважением относящегося к традициям, истории и культуре других народов, умеющего применять полученные знания на практике.

Количество просмотров: 13085  

Добавить комментарий

1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы