Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
Трудно увидеть красоту в обычных вещах;
еще труднее – творить ее самому.
Георгий Александров
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Мудрецы с древних времен советовали окружать рост ребенка красотой и добром, рост юноши – красотой и физическим развитием, рост молодежи – красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. Одним из таких путей является эстетическое воспитание в школе, так как именно школа раскрывает человеческую культуру во всем многообразии.
В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Проблема эстетического воспитания находит свое отражение в трудах известных ученых Б.Т. Лихачева, А.С. Хворостова, В.Н. Шатской, Е.В. Шорохова, Д.Б. Кабалевского.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности, прежде всего в практической деятельности, жизни.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребенка среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Поэтому проблема эстетического образования и воспитания детей является актуальной и значимой для современного учителя. Именно такие возможности предоставляет урок физической культуры в условиях реализации ФГОС на ступени начального общего образования.
Технологическая карта урока
Предмет: Физическая культура
Класс: 1 класс
Раздел: подвижные игры
Цели: формирование интереса детей к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни на основе подвижных игр.
Задачи урока:
1. Разучить подвижные игры «Кто, где живет», «Море волнуется».
2. Приучать к творческому проявлению красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями в игровой деятельности;
3. Воспитывать у учащихся доброе и уважительно отношение к окружающим, содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью.
Планируемые результаты:
предметные – понимать правила подвижных игр, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр.
метапредметные (универсальные учебные действия):
– личностные: развития навыков сотрудничества со сверстниками и с учителем в различных игровых ситуациях.
– регулятивные: определять цели и задачи урока, уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу, оценивать свои действия и действия партнера.
– познавательные: уметь объяснять правила игры; понимать причины успеха и не удачи.
– коммуникативные: сохранять доброжелательные отношения друг к другу, уметь слышать друг друга и с взрослого.
Необходимое оборудование: картинки с изображением морских животных, обручи.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Подготовительная часть 1. Организационный этап |
||
Приветствует учеников. Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня таких подтянутых, красивых учеников.
|
Строятся в одну шеренгу. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные – настрой на рабочую деятельность. Коммуникативные – действия планирования учебного сотрудничества.
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. |
||
Спрашивает, как называются люди, которые очень долгое время находятся в пути с целью изучения, познания чего- то нового. Чем отличаются туристы от путешественников? У всех ли хорошее самочувствие для путешествия? Загадывает загадку. В дороге путешественников могут подстерегать разные неожиданные ситуации. Какими качествами должен обладать путешественник? Проверка на внимание. Определение вместе с учащимися задачи урока. |
Ученики отвечают на вопросы, выдвигают варианты ответов, участвуют в обсуждении. Научиться различать понятие путешественник, турист. Учащиеся приходят к выводу о том, как важно в дороге быть внимательным. Учащиеся выполняют повороты на месте. С открытыми, и закрытыми глазами.
Определяют с помощью учителя задачи урока.
|
Регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать задачи; искать и планировать способы достижения поставленной цели Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация.
Коммуникативные - добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
|
3. Разминка |
||
Учитель читает загадки о различных способах плавания. Показывает картинки, на которых изображена морская звезда, дельфин. Осуществляет индивидуальный подход
Корректирует выполнение заданий.
Исправляет ошибки. Проводит игровую разминку. «Морская разминка»
|
Учащиеся идут в обход по залу, слушают учителя, выполняют имитационные движения плавания «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс». В беге имитационные движения «Морская звезда», «дельфин» останавливаются по сигналу. После бега переходят на ходьбу, восстанавливают дыхание. Перестраиваются из одной шеренги в две. Выполняют упражнения. Знакомятся с понятиями «штиль, шторм».
|
Регулятивные- формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные – уметь отличать различные способы плавания. Коммуникативные – сохранять доброжелательные отношения к друг другу; устанавливать рабочие отношения.
|
Основная часть урока |
||
Делит класс на две команды. Организует игру «Кто где живет». Корректирует ход игры. За каждую победу в задании команда получает ракушку. Спрашивает: какие ошибки? Как их избежать? Какими качествами должна обладать команда? Подводит итог игры. Организует игру «Морская фигура». |
Обсуждают название команд, связанное с морем, с путешествием. Выбирают капитана команды. Капитан получает инструкции (правила игры в эстафеты). Рассказывают правила. Высказывают свои предположения. Капитаны подсчитывают совместно с командой количество ракушек, которое они набрали. По считалки выбирают водящего. Контролируют собственное выполнение задания. |
Регулятивные – Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающие в игровых ситуациях. Коммуникативные – доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности. Познавательные – уметь рассказать о правилах игры, умение видеть ошибки.
|
Заключительная часть |
||
Учитель организует рефлексию. Какие трудности испытывали в начале урока, какую цель поставили, какими способами ее достигали. Все получилось – 2 больших пальчика вверх; Не совсем все получилось испытывал затруднения – один большой пальчик вверх; Испытывал затруднения, очень сложно было работать – руки за спину. |
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, анализируют достигнутый результат с затруднением и поставленной целью.
|
Личностные – действия смыслообразования; Регулятивные – учатся оценивать свою работу на уроке, умение признавать свои ошибки. Познавательные – действия, связанные с рефлексией деятельности
|
Домашнее задание, узнать, в какие игры играли родители. Подготовить игру. |
Учащиеся прощаются с учителем, организованно уходят с урока. |
Регулятивные – развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач. |
Количество просмотров: 14252 |
Комментарии
Елена опубликовано
Страницы
Добавить комментарий