Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха

 
 

Воложанинова Виктория Андреевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой. В связи с этим, я стала чаще задавать себе вопросы: «Зачем я учу детей?», «Для чего я даю конкретное задание?» Раньше я бы ответила просто: научить читать, писать и т.д. Но с позиции ФГОС я поняла и ответила бы так — для того, чтобы они стали успешными в жизни. Переосмыслив свою деятельность, поняла, что приоритетным стало формирование системы универсальных учебных действий. Исходя из этого, моей задачей стало, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика в учебную деятельность.

Я работаю с детьми с нарушениями слуха. При обучении таких детей очень важным является визуализация процесса обучения. На уроках русского языка я часто использую метод «Кластер», где в центре находится ключевое понятие (Приложение 1). Это очень универсальный и наглядный метод в работе с моей категорией детей. Он учит осуществлять речевой контроль, обогащает словарный запас, развивает диалогическую и монологическую речь детей с нарушениями слуха, что составляет одну из ключевых задач на уроках русского языка (Приложение 2).

Также в начале урока я использую метод простейшего диалога в вопросно-ответной форме:

– Где лежит ручка? На столе.

– Куда ты спрятал ручку? В портфель.

– Какой сегодня день? Среда.

– Какое сейчас время года? Весна.

В последствие идет работа по созданию проблемного диалога. Она может быть создана с помощью сюжетно-ролевой игры, картинки, текста. С детьми с нарушениями слуха чаще всего используется смешанный вариант — игра или картинка в сочетании с речью. Показав картинку, учитель спрашивает, где происходит диалог, кто в нем участвует, и что могут говорить эти люди. Дети должны «восстановить» диалог от лица персонажей картинки. При работе с глухим/слабослышащим ребенком необходимо подбирать различные наглядные методы, которые в условиях конкретного урока будут эффективными и позволят решить поставленные задачи, получить положительные результаты. На уроках развития речи применяю следующие виды работ с диалогом:

1. Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся (соответствующие картинки выставлены на доске).

2. Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.

3. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.

4. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нем участвует.

5. Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.

Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами (Приложение 3).

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского очень точно отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Количество просмотров: 15415  

Добавить комментарий

1. Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации
2. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО
3. Управление процессом развития творческих способностей в условиях реализации деятельностного подхода в обучении географии
4. Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах
5. Развитие познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО при обучении математике
6. Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха
7. «Учение с увлечением»
8. Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
9. Организация методической работы в коррекционной школе для развития инновационного потенциала педагогов
10. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
11. Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)
12. Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
13. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
14. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности в условиях ФГОС
15. Из опыта организации практического обучения студентов на учебных занятиях по освоению учебной дисциплины «Английский язык»
16. Педагогический десант АКЛ на УЧСИБ-2017
17. Методическое обеспечение реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы и перспективы
18. Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
19. Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
20. Неделя безопасного Рунета – 2017

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы