Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Важнейшей задачей для современной образовательной организации является усиление воспитательного потенциала, обеспечение индивидуализированного развития каждого обучающегося. Признавая социализацию одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребёнка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Программа воспитания и социализации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 92» города Новосибирска предусматривает формирование социально-одобряемых ценностных ориентаций у обучающихся, нравственный уклад школьной жизни. Программа включает воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовно-нравственных идеалов, базовых национальных ценностях, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности, в которую включены все участники образовательных отношений.

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной организации непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Воспитание малоэффективно без опоры самих учеников школы на коллектив, общественное мнение, принятые в школьной среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Для того чтобы какое-либо действие повлияло на обучающихся, оно должно стать ярким и значимым для них самих. Именно такие методы предполагает событийный подход, положенный в основу Программы воспитания и социализации.

Событийный подход, по мнению Д.В. Григорьева, представляет взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. По нашему мнению, технология событийного подхода позволяет реализовывать базовые идеи, заложенные в стандарте.

Для оценки эффективности существующей в образовательной организации Программы воспитания и социализации предложена определенная система оценки.

При организации оценки результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, выделим совокупность следующих методических правил:

– система оценки вследствие отсроченности результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся выстраивается на основе наблюдения за процессуальной стороной жизнедеятельности школьных сообществ;

– при разработке и осуществлении системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации необходимо сочетать общие цели и задачи, задаваемые стандартом, и специфические, определяемые спецификой деятельности образовательной организации;

– система оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации должна ориентироваться, в первую очередь на совершенствование процессов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

В качестве объектов исследования выступают:

– система социально одобряемых ценностных ориентаций обучающихся образовательной организации;

– социально-педагогические условия, социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни;

– особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в воспитательную деятельность.

Основными диагностическими инструментами выступили упражнения для оценки выбранных нами параметров [Таблица 1-5], входящих в комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» А.А. Логинова, А. Я. Данилюк.

Система оценки эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92»

Таблица 1

Блок 1. Исследование социального развития обучающегося

Параметры исследования

Контрольный этап

(сентябрь)

Интерпретационный этап

(март)

Формирование общественной направленности подростков

Упражнение 1

«Что я делаю для других?»

Упражнение 11 «Ответственные поручения и помощь окружающим людям»

Эмоциональное благополучие подростков в школьном коллективе

Упражнение  2

«О чем я переживаю в школе»

Упражнение 12

«Мои тревожные чувства и школа»

 

Таблица 2

Блок 2. Исследование нравственного развития учащихся

Параметры исследования

Контрольный этап

(сентябрь)

Интерпретационный этап

(март)

Сформированность представления о нравственном идеале человека (характеристика личности)

Упражнение 3

«Хороший человек?»

Упражнение 13 «Я и мой характер»

Формирование интереса к своей личности (потребность в самопознании)

Упражнение  4

«Что должен делать каждый человек?»

Упражнение 14

«Размышления о себе»

 

Таблица 3

Блок 3. Исследование отношения школьников к учению и труду

Параметры исследования

Контрольный этап

(сентябрь)

Интерпретационный этап

(март)

Формирование познавательных интересов у учащихся (эмоциональный и волевой компоненты)

Упражнение 5

«Я в школе»

Упражнение 15 «О серьезности, сложности и радости обучения»

Формализм в усвоении школьных знаний (заучивание без осмысления)

Упражнение  6

«Ежедневный труд школьника»

Упражнение 16

«Мой ежедневный труд»

Таблица 4

Блок 4. Исследование экологической культуры и культуры здоровья

Параметры исследования

Контрольный этап

(сентябрь)

Интерпретационный этап

(март)

Формирование экологической культуры подростков (многосторонность ценности природы)

Упражнение 7

«Природа и человек»

Упражнение 17 «Природа и ее богатства»

Формализм в усвоении школьных знаний (заучивание без осмысления)

Упражнение  8

«Забота о здоровье»

Упражнение 18

«Мое здоровье»

Таблица 5

Блок 5. Исследование эстетического развития учащихся

Параметры исследования

Контрольный этап

(сентябрь)

Интерпритационный этап

(март)

Сформированность представления о разнообразии видов искусства

Упражнение 9

«Виды искусства»

Упражнение 19 «Что является искусством»

Формирование основ эстетической культуры личности (базовые категории)

Упражнение  10

«О творчестве, искусстве, труде и развлечении»

Упражнение 120

«Ларец мудрости»

 

Критериями эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

В качестве отчетных материалов выступает характеристика динамики развития учащихся в течение учебного года, которая отражает преобладающую динамику развития для всех учеников в классе по всем блокам исследования.

На основании проведенных измерений в классных коллективах делается общий вывод об эффективности организации воспитательной деятельности по следующим критериям.

Содержание психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающий в себя совокупность показателей:

А. Содействие обучающимся в решении задач личностного развития.

Оценке подлежит специально организованная психолого-педагогическая деятельность в классе (включенность учеников в массовые события, как на уровне школы, так и за ее пределами).

Б. Стимулирование творческой активности и поддержка инициатив ребенка.

Оценке подлежит специально организованная деятельность в классе, направленная на выявление интересов, способностей, талантов и поддержку инициатив, исходящих от обучающихся.

В. Характеристика межличностных отношений между одноклассниками.

Оценке подлежит характер межличностных отношений между учениками, эмоциональный компонент общения в коллективе.

Г. Характер межличностных отношений между учителем и обучающимися

Оценке подлежит стиль и эмоциональный компонент педагогического общения классного руководителя с обучающимися. Здесь сразу следует отметить, что именно несформированность данного компонента в межличностном общении нередко приводит к тому, что обучающийся выпадает из системы событийности школьной жизни и насыщает свободное время событиями, носящими негативный характер.

2. Создание условий для развития обучающихся в классе

А. Психологический комфорт.

Оценке подлежит комфортность и психологическая безопасность среды в классе для обучающихся, деятельность классного руководителя, направленная на создание благоприятных условий для каждого ученика.

Б. Содержательная насыщенность и разнообразие событий в классном коллективе.

Оценке подлежит разнообразие и регулярность проведения воспитательных событий в соответствии с возрастными нормами и интересами детей.

В. Рациональное и посильное участие школьников в планировании школьных событий.

Оценке подлежит вовлеченность обучающихся в событийно насыщенную среду школы.

На основании полученных результатов классными руководителями вносятся определенные изменения в план воспитательной работы.

Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием, что предполагает исследование реального состояния, изучение результативности воспитательной деятельности. Важно подобрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают реальное состояние воспитательной деятельности образовательной организации.

Количество просмотров: 12309  

Добавить комментарий

1. Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации
2. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО
3. Управление процессом развития творческих способностей в условиях реализации деятельностного подхода в обучении географии
4. Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах
5. Развитие познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО при обучении математике
6. Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха
7. «Учение с увлечением»
8. Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
9. Организация методической работы в коррекционной школе для развития инновационного потенциала педагогов
10. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
11. Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)
12. Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
13. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
14. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности в условиях ФГОС
15. Из опыта организации практического обучения студентов на учебных занятиях по освоению учебной дисциплины «Английский язык»
16. Педагогический десант АКЛ на УЧСИБ-2017
17. Методическое обеспечение реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы и перспективы
18. Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
19. Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
20. Неделя безопасного Рунета – 2017

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы