Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, заключается:
– в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
– в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
– в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
– в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
– в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Очень важно сформировать у учащихся
Аналитические умения;
Учебно-информационные умения:
– умения извлекать информацию из различных источников;
– учение составлять план;
– умение отбирать материал по заданной теме;
– умение составлять письменные тезисы;
– умение подбирать цитаты;
– умение составлять таблицы, схемы, графики.
Коммуникативно-речевые метапредметные умения:
– умение составлять связанное устное высказывание;
– умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
– умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
– умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
– умение сохранять определённый стиль речи в сообщениях и докладах;
– умение использовать различные средства наглядности;
– умение выражать свое мнение и аргументировать его;
– умение оформлять научно-исследовательские работы;
– умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
– умение вести дискуссию.
Для достижения данного образовательного результата особое внимание уделяю группой работе учеников и составлению опорных схем.
Методика не нова, но именно опорные схемы позволяют кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, то так необходимо в современном, информационном пространстве образования.
Мы составляем опорные схемы по правилу (разбор примеров), так и по всему тематическому блоку (готовые работы учеников).
Организовав самостоятельный поиск-исследование, ученик открывает для себя заново уже прочитанное. Во время анализа текста используются приёмы: комментированное чтение, беседа. Для меня же главное – мотивировать детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла текста с языковыми особенностями.
Не только составление опорных схем, но и их представление имеет огромное значение. Презентация, защита проходит в соответствии с выработанным правилом «3К: кратко, конкретно, красиво».
Совместно с ребятами мы обсуждаем эту работу, в которой ключевым критериями оценки также являются:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа;
Совместное обсуждение лежит в основе рефлексивной деятельности и выставления отметок.
Опыт показывает, что использование данной методики несомненно, даёт определённые результаты. Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию их речи, мышления, ораторского искусства.
Мне, как педагогу, это позволяет намного разнообразить уроки, а ученикам легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Хотелось бы отметить, что отношение учителя к учебному процессу, его профессионализм и творческий подход, ориентиры на метапредметность, желание раскрыть способности каждого ребенка, научить его учиться – это есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Этот ресурс в наших руках.
Именно восточной притчей с таким названием я хотела бы завершить свою статью…
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - Москва: Наука, 1984. Т. 4. С. 264.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prml 897-1 .pdf).
3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты.
Количество просмотров: 23377 |
Добавить комментарий