Упражнения для развития орфографической зоркости
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков – одна из важных задач обучения их русскому языку в школе. Чаще всего ученики не могут найти орфограмму в слове, и это является главной причиной, которая усложняет развитие орфографического навыка. Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Необходимо развивать устойчивый интерес ученика к работе на уроках русского языка, через содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания.
1. Учитель записывает звуковую схему, а дети слово. Малако – молоко.
2. Учитель диктует слова, а ученики записывают орфограмму, которая в них встретилась. Мыши – ши, кочка – ЧК, коньки – ь, река – е.
3. Учитель диктует слова, а ученики записывают те, в которых есть безударная гласная о (а, е, и, я).
4. Из группы слов учащиеся выписывают 5 слов. I ряд – орфограмма разделительный мягкий знак, II ряд – орфограмма парные согласные, III ряд -орфограмма гласные после шипящих.
5. У каждого учащегося есть таблица с номерами орфограмм.
Таблица 1.
Орфограммы 2 класс |
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. |
2. Правописание собственных имен существительных. |
3. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ. |
4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. |
5. Безударные гласные, не проверяемые ударением (словарные слова) |
6. Парные согласные в корне. |
7. Правописание предлогов. |
8. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного. |
9. Разделительный мягкий знак. |
10. Разделительный твёрдый знак. |
11. Раздельное написание предлогов со словами. |
12. Удвоенные согласные в слове. |
Используемый прием:
Детям даётся текст, в котором в конце каждой строчки на полях указан номер орфограммы. Ученики должны на этой строке найти слово (слова) с данной орфограммой и обозначить её.
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! 5 4 7 6
На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, 7 4
слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды 3 5 7
так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок. 7 6
Выполнение таких заданий оживляет учебную деятельность. Заинтересовать ребят учиться с увлечением, разбудить уверенность, направлять на успешность – вот основные условия для роста познавательной активности ученика.
Количество просмотров: 15019 |
Добавить комментарий