Педагогический проект «Новосибирск – моя малая Родина»

 
 

Козлова Елена Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/c № 432 г. Новосибирска

 

Педагогический проект «Новосибирск – моя малая Родина»

Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока,

которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

«С чего начинается Родина?» Да, наверное, «с той песни», а еще – с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города, района, где мы играли, бегали, гуляли, где мы знаем каждый дом, каждую улицу... У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились своей страной, ее историей, своим народом. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к малой Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Цель: Привить любовь к родному Новосибирску у дошкольников через музыкальную культуру.

Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей детей через восприятие музыки, пение, игре на музыкальных инструментах, танцах и играх.

2. Закрепление знаний о всенародном празднике – День Победы, День защитника Отечества, о героях и ветеранах Великой Отечественной Войны, Ветеранах боевых действий города Новосибирска.

3. Воспитание любви к маме на праздниках «Мамочка любимая», «День матери», «Любимый город».

4. Формирование нравственных качеств: дружба, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу и краю.

5. Проведение работы с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье.

Участники проекта: педагоги, дети старших и подготовительных групп, родители (законные представители).

Место проведения: г. Новосибирск, МКДОУ № 432.

Время проведения: 1 раз в месяц.

Вид проекта: творческий, информационный, развлекательный, долгосрочный.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: проект рассчитан на два года.

Этапы проекта

Первый «Подготовительный»

Подбор и разработка музыкального репертуара для слушания и исполнительства.

Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.

Беседа с дошкольниками по данной теме (выявление знаний).

Составление комплексно-тематического планирования по нравственно-

патриотическому воспитанию для проведения проекта.

Разработка необходимого материала для тематических занятий, бесед.

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

Создание мини-музея русских народных инструментов.

Обогащение предметно-развивающей среды через пополнение в музыкальных центрах по музыкальному развитию.

Второй «Основной»

Восприятие музыки, исполнительство, танцевальное творчество.

Разучивание песен с детьми, использование сюжетно-ролевых, театрализованных и музыкальных игр.

Рассматривание картин новосибирских художников. Беседы по картинам.

Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей.

Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).

Просмотр видеофильмов (интернет-ресурсы) и презентаций.

Изготовление музыкальных подарков к празднику.

Третий «Заключительный»

Проведение с детьми мероприятий о Российской Армии и о сибиряках, защищавшие нашу Родину ко Дню Великой Победы, «Мой родной город» знакомство с известными людьми нашего города.

Ежегодные праздники «НЕДЕЛЯ ДОБРА», Концерты, посвященные «Новосибирской области», «Дню дошкольного работника», «Мамочка моя».

Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к русскому народному творчеству: «Колядки», «Масленица».

Выступление детей перед родителями, педагогами: «Новый год», «День космонавтики», «День матери».

Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.

Оформление творческо-информационного проекта и стенда для родителей.

Работа с родителями:

Заинтересованность родителей как активных соучастников проекта.

Побудить к необходимости посильного участия в совместной продуктивной деятельности.

Консультации для родителей «Песни о Новосибирске», «Любимый город», «Роль патриотических песен в воспитании дошкольника», «Русские народные инструменты».

Совместное проведение музыкальных праздников и развлечений.

Заключительный этап:

Подведение итогов проводится в виде праздников и развлечений в конце каждого месяца.

Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка через различные виды музыкальной деятельности. Так же я использую различные формы и методы работы с детьми: праздники и развлечения, встречи в музыкальной гостиной, комплексные и тематические занятия, беседы-концерты, викторины, в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача музыкального руководителя, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключены в народной музыке. Поэтому с музыкальным фольклором я знакомлю детей в организованной образовательной деятельности, в повседневной жизни, при участии в праздниках. С его помощью я ненавязчиво, в веселой игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги. Органично вплетенные в жизнь детей забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, я воспитываю у них такое же отношение к образам родной природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) я заканчиваю тематическим праздником или развлечением, в основе которых лежат народные праздники или произведения отечественных авторов. К ним с нетерпением готовятся не только дети, но и взрослые, помогая в изготовлении костюмов и атрибутов к этим мероприятиям. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, в которых переданы образы животных, птиц, образы природы, что способствует развитию воображения и представления о мире.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. На музыкальных занятиях разучиваются с детьми песни о маме. Проводятся праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Помимо этого, в детском саду стало традицией отмечать День всех матерей, который проводится в конце ноябре.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества – 23 февраля, «Слава армии любимой». Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков и моряков. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами, т.к. написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, исполняют военные пляски, общаются с ветеранами ВОВ нашего города, совершают экскурсии к памятным местам. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничном мероприятии.

И последним этапом нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Каждый год ко Дню Рождения города мы разучиваем с детьми песни о Родине, о любимом городе. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, символикой родного города Новосибирск, песнями о родном городе, национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России. Для дошкольника Родина – это мама, семья, детский сад, друзья, родной город. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной.

Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Предполагаемый результат

1. Расширить знания детей о родном городе, привить любовь к Новосибирску.

2. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.

3. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.

4. Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля (до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.

5. Выполнять танцевальные движения, уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.

6. Развить интерес к игре на русских народных инструментах.

7. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, не подражая, друг другу.

8. Приобрести устойчивый интерес к военно-патриотической музыке.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое:

Аудио, видео и фото система;

Наличие костюмов, атрибутов для танцев, головные уборы;

Цифровое фортепиано, компьютер, мультимедийная система;

Музыкальные и русские народные инструменты;

Иллюстрации и картины русских художников.

Учебно-методическое:

1. Интернет-ресурсы.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост.Е.Ю. Александровна и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик».

Количество просмотров: 6865  

Добавить комментарий

1. Формы и приемы организации событийности на уроке литературы
2. Урок обществознания в 9 классе по теме «Трудовое право»
3. Методические подходы к построению учебного занятия по теме «Основные классы неорганических соединений»
4. Сатирические журналы в контексте века Просвещения в России
5. Инновационный подход к уроку физической культуры на примере занятия с продукцией Hasbro Nerf
6. Использование технологии критического мышления в работе психолога с педагогами на примере семинара-практикума «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия»
7. Внеклассное занятие по профилактике наркозависимости «Сделай свой выбор!»
8. Методическая разработка «Новый взгляд на игровые сюжеты, или методы профилактической работы в деятельности педагога-психолога»
9. Урок математики во 2 классе по программе «Школа России»
10. Животные Новосибирского зоопарка
11. Сценарий «Фестиваль игр народов мира»
12. Педагогический проект «Новосибирск – моя малая Родина»
13. Внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов «КОСМО-КВЕСТ», посвященное Дню космонавтики
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы