Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева»
Предмет: литература
Класс: 9
Автор творческого проекта: Рыжкова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: МБОУ ЭКЛ
Город: Новосибирск
Краткое описание
Цель урока – исследовать современный текст через призму петербургского текста.
Задачи: выявить петербургский код в современной литературе на примере повести Д. А. Горчева «Телефон», обозначить традиционный код и его переосмысление, сравнить повесть Д. А. Горчева с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».
Урокам русского языка и литературы принадлежит особая роль в развитии творческих способностей учащихся. Ориентация на развитие речи как на главную цель обучения русскому языку в школе предполагает развитие в каждом ученике способности к творчеству, так как речь всегда индивидуальна и создание текста – всегда творчество.
Я считаю необходимым привлекать учащихся к творческой работе с текстом, тем самым заинтересовывать их, повышать интерес к русскому языку и литературе, помогать детям реализовывать себя через творческие конкурсы и проекты. Важным элементом моей работы является внеурочная деятельность. Для меня (как для педагога) важно организовать внеурочное время учащихся. Для этого я провожу занятия с детьми после уроков, результатом которых является научная и творческая деятельность.
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, часто происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Начало этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Технологическая карта урока
Описание урока |
|
Предмет |
Литература |
Класс |
9 |
Тема |
«Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева» |
Автор урока |
Рыжкова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы |
Образовательная организация |
МБОУ ЭКЛ |
Район |
Центральный |
Город |
Новосибирск |
Тип урока |
Обобщение изученного материала |
Время реализации урока |
45 минут |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) |
исследовать современный текст через призму петербургского текста; совершенствование навыков анализа художественного текста;
- развивать мышление, память, сформировать коммуникативные навыки; совершенствовать навыки сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников. - воспитанию самостоятельности, творческой активности |
Планируемые результаты |
Личностные: способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях. Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; выделять главное в прочитанном; выразительно читать текст; самостоятельно формулировать выводы. |
Дидактическая структура урока |
Организационно-мотивационный этап. Целеполагание. Работа над анализом текста. Групповая работа. Рефлексия, подведение итогов. Домашнее задание. |
Дополнительная информация |
Опережающее задание: прочитать к уроку «Шинель» Н. В. Гоголя, «Телефон» Д. А. Горчева; подготовить шаблон презентации |
Размер мультимедийного компонента |
42 КБ |
Вид мультимедиа |
презентация |
Ресурсы, оборудование, материалы |
экран, медиапроектор, компьютер; тексты произведений Н. В. Гоголя и Д. А. Горчева |
Список учебной и дополнительной литературы |
Гоголь Н.В. Петербургские повести / Н. В. Гоголь ; Москва : Советская Россия, 1978. 208 с.: (Школьная библиотека) Меднис Н. Е. Петербургский текст русской литературы // Сверхтексты в русской литературе Горчев Д. Телефон // Милицейское танго. Спб, 2007, «Амфора» http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=35&id=6 https://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Toporov_V.N._Peterbur... |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Проектная технология, технология критического мышления. Метод проектов. Групповая работа. |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный |
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; обеспечение мотивации к обучению; совместное целеполагание. Задает вопрос о возможной теме урока, корректирует полученные от учеников варианты и объявляет тему урока: «Сравнительный анализ текстов Н. В. Гоголя и Д. А. Горчева». – Как известно, с Петербургом связано много легенд. Их влияние сказалось и на русской литературе, причем сказалось неоднозначно. Появляется ряд сквозных мотивов, самым важным из которых Топоров называет мотив несовместимости с Петербургом, «за чем стоит нечто более общее и универсальное – несовместимость этого города с мыслящим и чувствующим человеком, невозможность жизни в Петербурге». |
Слушают учителя, высказывают предположение о теме урока. |
Личностное осознание поставленных целей и задач урока. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока); планирование учебного сотрудничества. Овладение монологической и диалогической формами речи; умение полно и ясно формулировать свои мысли.
|
Целеполагание |
Наводящими вопросами подводит учащихся к цели урока – исследовать современный текст через призму петербургского текста. В настоящее время появляются тексты, актуализирующие петербургский миф. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Осуществляют самоконтроль понимания цели урока. |
Сопоставлять информацию, выдвигать предположения и обосновывать их. Слушать учителя и одноклассников, строить понятные для собеседников высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Работа над анализом текста |
Предлагает проанализировать тексты, организует фронтальную беседу. Цель работы – исследовать современный текст через призму петербургского текста. Задачи: выявить петербургский код в современной литературе на примере повести Д. А. Горчева «Телефон», обозначить традиционный код и его переосмысление, сравнить повесть Д. Горчева с повестью Н. Гоголя «Шинель». |
Участвуют в беседе по содержанию текста: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников. |
Умение анализировать, сопоставлять, приводить доказательства. Коммуникативные: воспринимать на слух ответы одноклассников, строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли Регулятивные: уточнять, высказывать мнение по существу, |
Групповая работа |
Дает задания группам учащихся: найти общее в содержании: имена, еда, жилье, работа и т.д. (частично группы подготовили дома) Консультирует по необходимости. Предлагает представить результаты своей деятельности, внести их в заранее подготовленную таблицу-презентацию. Подводит итог работы. |
Работают в группах: определяют план работы, распределяют роли, работают с текстами, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя и других групп. В ходе работы учащиеся вносят в совместную презентацию результаты сравнительного анализа: 1. Имена. («Шинель» – Акакий Акакиевич; «Телефон» – Алексей Алексеевич). 2. Жилье. Акакий Акакиевич и Алексей Алексеевич живут в тесных каморках 3. Еда: Так же, как и Алексей Алексеевич, Акакий Акакиевич редко поощрял себя деликатесами, которые являлись обыкновенной едой для других людей. 4. Работа: У обоих героев подобная работа, которая связана с бумагами и является очень скучным занятием. 5. Развлечения: Акакий и Алексей жили совсем без развлечений, т. к. не считали это обязательным составляющим жизни и также из-за недостатка денежных средств. 6. Беда: У героев случилась практически одинаковая беда – потребность в покупке вещи, которая им необходима, но: их имущество очень ограничено, и эту покупку они себе позволить не могут. 7. Предмет насмешек: Над главными героями смеялись сослуживцы 8. Незаметность героя: В обществе они были совсем незаметны 9. Накопления: Так как жалования у обоих героев как раз хватало только на пропитание, они заранее предусмотрели возможные ситуации и сделали копилку «на черный день». 10. Экономия 11. Очеловеченная вещь: У героев были странные отношения к вещам, которые являлись главной их покупкой. 12. Самое дорогое в жизни – шинель и телефон 13. Голодание ради вещи 14. Торжество 15. Вечер 16. Путаница 17. Невыход на работу 18. Смерть 19. Слухи, призраки 20. Ограбление и предостережение |
Осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, доказывать, аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества. Строить монологическое высказывание, формировать собственное мнение и позицию; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания, планировать свои действия. |
Рефлексия |
Организует процесс рефлексии. |
Самоконтроль процесса выполнения задания |
Осуществлять рефлексию. |
Домашнее задание |
Инструктирует обучающихся. Домашнее задание: Прочитать рассказ Горчева «Женщина», найти элементы петербурского текста. |
Записывают домашнее задание. |
|
На основании рассмотренного можно сделать вывод: новый петербургский текст продолжает традицию классического текста. Современная петербургская проза характеризуется развернутой мотивной структурой, которая восходит к мотивной организации классического петербургского текста ХIХ века. Наиболее важными можно считать мотив двойничества, апокалипсический (с таким индивидуальным его воплощением, как вторжение темных сил в человеческую жизнь), несовместимости с Петербургом.
После сравнения двух повестей, одна из которых относится к 19 веку, а другая – к 21, можно прийти к выводу, что и для современного петербургского текста характерны те же мотивы и ситуации. Но все же перед нами не застывшее повторение классики, ведь при тщательном рассмотрении мы видим не только отличия, но и продолжение тех же тем: «маленького человека», опасности Петербурга, загораживании человека вещью.
В заключение хочу добавить, что урок с использованием метода проектов позволяет вовлечь в работу весь класс, заинтересовать детей. У учеников развиваются навыки самостоятельной работы (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы).
Список использованной литературы:
1. Гоголь Н.В. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; – Москва: Советская Россия, 1978. – 208 с.
2. Меднис Н. Е. Петербургский текст русской литературы // Сверхтексты в русской литературе.
3. Горчев Д. А. Телефон // Милицейское танго. Спб.: Амфора, 2007.
4. http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=35&id=6
5. https://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Toporov_V.N._Peterbur...
Количество просмотров: 656 |
Добавить комментарий