Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.
Форма организации занятия: дискуссионный клуб любителей кино «Крылья».
Класс: 9 класс.
Длительность занятия: 40 минут.
Тема: «Свет в конце тоннеля?..»
Цель: воспитание терпимого отношения к людям разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Развивать способность открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственную позицию.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
3. Формировать уважительное отношение к вере и религиозным убеждениям других людей.
4. Формировать понятие толерантности, готовить обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
5. Создавать условия для нравственного самовыражения личности.
6. Формировать умение делать правильный нравственный выбор.
Оборудование: проектор, доска, шаблоны вагонов поезда и шпал.
Используемые источники: интернет-ресурсы: фильм «Strangers» https://disk.yandex.ru/i/0a4ZjBVjJCjlKw, мультипликационный фильм Гарри Бардина «Адажио» https://disk.yandex.ru/i/6DGBAMEmo7n1iA
Планируемые результаты
Личностные:
– формирование целостного современного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира;
– формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, вере, религии;
– развитие морального сознания в решении нравственных проблем на основе личностного выбора.
Предметные:
– формулировать тему, идею произведения, объяснять позицию автора;
– извлекать информацию по заданной проблеме из разных источников;
– выстраивать на основе произведения (кинофильма) систему аргументов.
Метапредметные:
– умение определять цели обучения, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы деятельности;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
– владение навыками самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
– умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение.
аргументировать, отстаивать своё мнение.
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность ученика |
1 этап. Вступительная часть. Проверяет готовность обучающихся к занятию. Озвучивает тему и цель занятия.
|
1. Нашу очередную встречу в клубе любителей кино я хочу начать с несерьёзного на первый взгляд стихотворения известного датского учёного, изобретателя, а по совместительству – поэта Пита Хейна. Послушайте и сформулируйте идею этого произведения. Терпеть и верить Все на свете прекрасны – Взрослые и дети, коты, собаки и медведи, и сослуживцы, и соседи. Терпимость – наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас… |
Слушают стихотворение, формулируют идею. Приходят к мысли, что основное понятие – толерантность. |
2. Вы знаете, как я не люблю заимствованные слова. Давайте подберём синонимы к слову «толерантность». |
Терпение, снисходительное отношение, мягкость, терпимость, снисходительность. |
|
3. Мы уже не раз говорили о терпимости, давайте вспомним основные понятия, которые наполняют это слово, запишем их на вагончиках и составим из них состав. Почему состав? Во многих произведениях литературы и кино движущийся поезд является символом жизни, веры и надежды.
Составляем на доске поезд. (Перед поездом лежат шпалы. Это очень важный элемент, который будет обыгран позже) |
Учащиеся озвучивают понятия, записывают их на вагонах и составляют поезд. Сотрудничество Готовность мириться с мнением другого Уважение чувства человеческого достоинства Способность поставить себя на место другого Уважение права быть другим Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу |
|
|
4. Постановка цели. Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня. Да, мы будем говорить о терпимости людей друг к другу. Но не только об этом. Разговор у нас будет очень серьёзным и актуальным. Но обо всём по порядку… |
|
2 этап. Основная часть. Организует деятельность учащихся. Формулирует вопросы, задания. Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Дает комментарии. |
5. Итак, как всегда, мы смотрим фильм. Сегодня он необычный. Очень короткий – около 8 минут. Не будет произнесено ни одного слова. Но удастся ли режиссёру, используя минимальные изобразительные средства, донести свою идею? Перед просмотром я хочу, чтобы вы рассказали историю, которую рассказывает нам автор. (Смотрим ролик. Делаю паузу на отметке 2 мин. 08 сек.) |
После первого просмотра учащиеся, как правило, рассказывают историю неприязни одного человека к другому (причину этой неприязни они не понимают). |
6. Вопрос после просмотра: на что вы обратили внимание? |
Звучит тревожная музыка. Пустой поезд мчится в темноте. Два молодых человека сидят напротив друг друга. |
|
7. Предлагаю дать имена героям: Иосиф и Юсуф. Почему я выбрала именно эти имена? |
Некоторые ребята догадываются, что это еврейское и мусульманское имена. И приходит осознание, что проблема фильма гораздо глубже – перед нами люди разных вероисповеданий. |
|
8. Давайте пересмотрим отрывок еще раз. Только обратите внимание на символы, которые мы должны «считать». Опишите поведение героев. |
После второго просмотра ребята глубже объясняют смысл увиденного: Юсуф ведет себя спокойно, он читает газету (дети обратили внимание на арабскую вязь – вот он первый символ). Иосиф залез на сиденье с ногами. Его взгляд на Юсуфа выражает презрение, холод, надменность, цинизм. Он многозначительно демонстрирует подвеску с шестиконечной звездой Давида (второй символ). Весь его вид выражает ненависть. |
|
9. Как вы думаете, на чём эта ненависть основывается? |
Ребята делают вывод, что оснований для ненависти нет, эти парни не знакомы друг с другом. Значит, истоки её уходят куда-то в прошлое, в историю разных религий. |
|
10. На самом деле, объяснить истоки вражды евреев и мусульман очень сложно. Но если мы ищем чёткое библейское объяснение этой вражды, то его можно проследить от Авраама. Евреи являются потомками Исаака, сына Авраама, в то время как арабы – потомками Измаила, также сына Авраама. Из-за того, что Измаил был сыном рабыни, а Исаак – наследником обетований Авраама, очевидно, могла существовать определённая вражда между двумя сыновьями. В результате насмешек Измаила над Исааком, Сара уговорила Авраама изгнать Измаила и Агарь, его мать. И началась вражда, которая длится уже много веков. Как видим, началось всё, как мы сейчас называем, с семейных разборок. Но остановить этот поток ненависти очень сложно. |
|
|
11. Но вернёмся к нашим героям. Как вы думаете, чем закончится эта встреча? |
Большинство ребят приходят к выводу, что встреча закончится открытым конфликтом, а может быть, даже дракой. |
|
12. Итак, в воздухе пахнет ненавистью. А поезд летит в темноту, и в вагонах никого нет. Давайте смотреть этот фильм. |
Смотрим ролик до отметки – 4 мин. 45 сек. |
|
13. Что происходит дальше? |
Ребята отмечают, что тревога нарастает. Этому способствует барабанный бой. В вагон входят молодчики. Бритые затылки, свастика, в поведении – демонстрация силы, наглость. Во взглядах – ненависть и презрение. Иосиф незаметно прячет звезду под рубаху. Он относительно спокоен, потому что ничто не выдаёт его принадлежность к тому или иному народу или вере. Он делает вид, что ему всё равно. А вот Юсуфу явно угрожает беда. |
|
14. Когда наступает переломный момент? |
Приближается остановка. Иосиф хочет быстрее покинуть вагон, но в этот момент в его рюкзаке раздаётся телефонный звонок. |
|
15. А что за мелодия играет? |
Не всегда ребята узнают «Хава нагила», самую популярную еврейскую мелодию. Но фашисты её прекрасно знают. Эта музыка звучит для Иосифа приговором. Он суетится, униженно улыбается, в глазах появляется страх. Юсуф тоже всё понимает. |
|
16. Как вы думаете, чем закончится эта история? |
Ребята высказывают много предположений, но соглашаются, что только вместе им удастся противостоять силе. |
|
17. Давайте немного подытожим. Раньше мы написали на вагончиках понятия, которые людей объединяют. А какие проявления нетерпимости могут привести к вражде? |
После дискуссии ребята приходят к выводу, что это: – оскорбления, насмешки; – негативные стереотипы и предрассудки; – преследования, запугивания, угрозы; – религиозное преследование; – дискриминация; – расизм; – национализм; – фашизм. |
|
18. (Учитель переворачивает шпалы, на них написаны данные понятия) Как вы понимаете, эти явления разрушают дорогу, по которой движется человечество. Уникальность людей в том и состоит, что мы разные. У каждого народа свои традиции, правила, устои. Мы должны научиться уважать друг друга. «Главное правило поведения – это взаимная терпимость, понимание того, что люди не могут думать одинаково и что все мы видим фрагменты единой истины под разными углами зрения», – это слова политического деятеля, очень известного человека Махатма Ганди. Я хочу, чтобы вы над ними подумали. А пока давайте восстановим нашу дорогу, убрав всё негативное, страшное с пути (переворачиваем шпалы). Только таким образом можно всё-таки увидеть свет в конце тоннеля. |
|
|
19. Досматриваем фильм до конца. |
Предположения детей верны. Два человека спасаются от зверей. И не важно, что у одного на груди – иудейская звезда, а второй исповедует другую веру. Они люди. Им повезло, они успели убежать. Звери остались в клетке вагона и уехали искать новые жертвы. |
|
20. Расскажите, чем заканчивается фильм? |
Перед нами два счастливых человека, но на разных остановочных платформах. Беда их объединила (пусть даже ненадолго), заставила забыть о том, что их разъединяет. И так важна рука, чуть поднятая в приветственном жесте. Это ещё один символ – символ надежды. |
|
21. Какие эмоции мы считываем на последнем кадре? |
Доверие Доброта Улыбка Дружеский кивок головы |
|
3 этап. Заключительная часть. Подводит обучающихся к выводам. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на занятии. |
22. Фильм называется «Strangers», что в переводе означает «чужак», «чужеземец». Как вы думаете, почему? Кого мы называем «чужаками»? |
Ребята приходят к выводу, что «чужак» – это чужой, посторонний человек, прежде всего по духу, по вере, по убеждениям. Чужаков чурались, боялись, старались изгнать из общества. |
23. У этого слова есть еще одно значение, оно считается в английском языке первым. «Strangers» – незнакомый человек. Меняется ли смысл слова? |
Конечно, незнакомый – это не обязательно чужой. Большинство людей, окружающих нас, нам не знакомо, но мы не считаем их чужаками, не боимся их. С незнакомым человеком можно познакомиться, обменяться рукопожатиями, поговорить, найти общие темы. Незнакомый может стать другом. |
|
24. Как эта тема раскрывается в фильме? |
Иосиф сначала воспринимал Юсуфа как чужака. Но в конце они стали просто незнакомыми людьми, которых объединила опасность. Они не стали друзьями, разошлись. Но хочется верить, что из этого события они извлекут урок. |
|
25. Сегодня мы поговорили на очень серьёзную тему. На взрослую тему. Фриц Перлз, немецкий врач Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально! Вы знаете, я не согласна с последними словами и хочу их заменить: Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – давай сделаем шаг навстречу! |
|
|
26. Заканчивая разговор, я хочу дать задание к следующей нашей встрече. Мы сегодня практически не затронули тему насилия, фашизма. Об этом нельзя говорить вскользь. Посмотрите, пожалуйста, мультфильм уже знакомого нам режиссёра Гарри Бардина «Адажио» https://disk.yandex.ru/i/6DGBAMEmo7n1iA. Подумайте, какие проблемы поднимает автор в своём произведении, и соотнесите их со словами Чарльза Хьюза: «Как только мы утратим право быть разными, мы утратим привилегию быть свободными». Спасибо всем за мысли и чувства! |
|
Количество просмотров: 729 |
Добавить комментарий