Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Данное занятие позволяет увидеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, дети должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Цель: дать детям представление о среде обитания и способах передвижения насекомых; подвести к пониманию, что способ передвижения насекомых зависит от места их обитания (лес, луг, река, луг).
Задачи:
– продолжать уточнять и расширять знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
– развивать речь детей, активизировать словарный запас; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
– формирование познавательного интереса к природе;
– воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
Методы: рассматривание, игра, беседа, чтение художественной литературы.
Оборудование: иллюстрации насекомых, магнитная доска, игрушка «Муравей», лист с изображением лесной полянки (цветы, трава), картинки-наклейки с изображение насекомых по количеству детей.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о насекомых, аппликация «Бабочка», пластилинография «Божья коровка», наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки.
Ход занятия
1. Введение.
Дети сидят полукругом. Воспитатель стоит перед ними.
Воспитатель: Ребята, кажется, кто-то плачет. Покажите мне ваши глазки. Нет, глазки ваши очень веселые. Кто же это плачет? Вы слышите? Кто же это? (в углу группы на пенечке игрушка – Муравей)
Дети: Это плачет Муравей. Ребенок приносит игрушку и отдает воспитателю.
Воспитатель: Дорогой Муравьишка, почему ты плачешь?
Ребята, Муравьишко отвечает, что он присел отдохнуть на листок, а сухой листок сорвался с ветки и унес его далеко от его родного дома: муравейника. А у них, у муравьев, так: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце – муравьи все ходы и выходы закроют и спать. Вот он и боится, что не успеет домой до заката солнца.
Воспитатель: Милый Муравьишка, мы тебя в беде не оставим. Правда, ребята, поможем Муравьишке? (дети соглашаются)
2. Повторение изученного материала
Воспитатель: Ребята, а где же живут муравьи? Где дом нашего Муравьишки? (дети отвечают: в лесу, в муравейнике).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим муравья. Как он выглядит? Какого он цвета? Сколько у него лапок? Есть ли крылышки? (ответы детей)
Ребята, а каких еще насекомых вы знаете? (ответы детей)
Давайте рассмотрим картинки и расскажем о насекомых (дети рассматривают иллюстрации и рассказывают о насекомых по плану: цвет, размер, сколько лапок, есть ли крылья, где живет, чем питается).
Воспитатель: Ребята, а почему насекомые называются «Насекомые»? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель просит назвать общие черты насекомых: брюшко и голова, шесть лапок, насечки на тельце).
Ребята, а сейчас отдохнем с подружкой нашего гостя – Сороконожкой. (дети выполняют физминутку)
«Шла сороконожка по сухой дорожке.
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
Ой, промокнут сорок лап! (дети останавливаются и приседают)
Насморк мне не нужен, обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
Грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу! (дети останавливаются, трясут одной ногой, трясут другой ногой).
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)»
3. Новый материал
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем, как же наш Муравьишко может добраться домой? Как вы думает? (ответы детей).
Я предлагаю прочитать сказку Виталия Бианки «Приключения Муравьишки» (воспитатель читает сказку).
Воспитатель беседует с детьми о прочитанном:
– Почему Муравьишко так торопился домой?
– Удобно ли ему было ехать на спине гусеницы-землемера? Почему?
– Как Муравьишко перебрался через картофельное поле? Через забор?
– Почему кузнечик так быстро смог перебраться через забор?
– Кто помог Муравьишке пробраться по лесу?
Воспитатель: Ребята, давайте найдем картинки тех насекомых, кто помог Муравьишке. Сколько понадобилось помощников? Почему так много? (дети делают вывод о том, что насекомые передвигаются по-разному в зависимости от строения лапок, от места обитания).
Ребята, наш Муравьишко очень благодарен вам за помощь. Теперь он знает, как добраться до своего дома. Он дарит нам подарки-загадки (дети отгадывают загадки о насекомых).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Возьмите картинки насекомых и приклейте их на нашу полянку. Расскажите, что вы узнали сегодня на занятии? Кому вы помогали? (Дети приклеивают наклейки на лист и делятся впечатлениями).
Заключение: дети имеют простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает); находят сходства и различия; владеют обобщающим понятием «насекомые»; проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Список использованной литературы:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.
3. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1983.
4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
Количество просмотров: 1046 |
Добавить комментарий