Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе

 
 

Бояркина Анна Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения «Ягодка»

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Данное занятие позволяет увидеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, дети должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Цель: дать детям представление о среде обитания и способах передвижения насекомых; подвести к пониманию, что способ передвижения насекомых зависит от места их обитания (лес, луг, река, луг).

Задачи:

– продолжать уточнять и расширять знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

– развивать речь детей, активизировать словарный запас; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

– формирование познавательного интереса к природе;

– воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе.

Методы: рассматривание, игра, беседа, чтение художественной литературы.

Оборудование: иллюстрации насекомых, магнитная доска, игрушка «Муравей», лист с изображением лесной полянки (цветы, трава), картинки-наклейки с изображение насекомых по количеству детей.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о насекомых, аппликация «Бабочка», пластилинография «Божья коровка», наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки.

Ход занятия

1. Введение.

Дети сидят полукругом. Воспитатель стоит перед ними.

Воспитатель: Ребята, кажется, кто-то плачет. Покажите мне ваши глазки. Нет, глазки ваши очень веселые. Кто же это плачет? Вы слышите? Кто же это? (в углу группы на пенечке игрушка – Муравей)

Дети: Это плачет Муравей. Ребенок приносит игрушку и отдает воспитателю.

Воспитатель: Дорогой Муравьишка, почему ты плачешь?

Ребята, Муравьишко отвечает, что он присел отдохнуть на листок, а сухой листок сорвался с ветки и унес его далеко от его родного дома: муравейника. А у них, у муравьев, так: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце – муравьи все ходы и выходы закроют и спать. Вот он и боится, что не успеет домой до заката солнца.

Воспитатель: Милый Муравьишка, мы тебя в беде не оставим. Правда, ребята, поможем Муравьишке? (дети соглашаются)

2. Повторение изученного материала

Воспитатель: Ребята, а где же живут муравьи? Где дом нашего Муравьишки? (дети отвечают: в лесу, в муравейнике).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим муравья. Как он выглядит? Какого он цвета? Сколько у него лапок? Есть ли крылышки? (ответы детей)

Ребята, а каких еще насекомых вы знаете? (ответы детей)

Давайте рассмотрим картинки и расскажем о насекомых (дети рассматривают иллюстрации и рассказывают о насекомых по плану: цвет, размер, сколько лапок, есть ли крылья, где живет, чем питается).

Воспитатель: Ребята, а почему насекомые называются «Насекомые»? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель просит назвать общие черты насекомых: брюшко и голова, шесть лапок, насечки на тельце).

Ребята, а сейчас отдохнем с подружкой нашего гостя – Сороконожкой. (дети выполняют физминутку)

«Шла сороконожка по сухой дорожке.

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

Ой, промокнут сорок лап! (дети останавливаются и приседают)

Насморк мне не нужен, обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)

Грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу! (дети останавливаются, трясут одной ногой, трясут другой ногой).

И потопаю потом,

Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)»

3. Новый материал

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем, как же наш Муравьишко может добраться домой? Как вы думает? (ответы детей).

Я предлагаю прочитать сказку Виталия Бианки «Приключения Муравьишки» (воспитатель читает сказку).

Воспитатель беседует с детьми о прочитанном:

– Почему Муравьишко так торопился домой?

– Удобно ли ему было ехать на спине гусеницы-землемера? Почему?

– Как Муравьишко перебрался через картофельное поле? Через забор?

– Почему кузнечик так быстро смог перебраться через забор?

– Кто помог Муравьишке пробраться по лесу?

Воспитатель: Ребята, давайте найдем картинки тех насекомых, кто помог Муравьишке. Сколько понадобилось помощников? Почему так много? (дети делают вывод о том, что насекомые передвигаются по-разному в зависимости от строения лапок, от места обитания).

Ребята, наш Муравьишко очень благодарен вам за помощь. Теперь он знает, как добраться до своего дома. Он дарит нам подарки-загадки (дети отгадывают загадки о насекомых).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Возьмите картинки насекомых и приклейте их на нашу полянку. Расскажите, что вы узнали сегодня на занятии? Кому вы помогали? (Дети приклеивают наклейки на лист и делятся впечатлениями).

Заключение: дети имеют простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает); находят сходства и различия; владеют обобщающим понятием «насекомые»; проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Список использованной литературы:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.

3. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1983.

4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

Количество просмотров: 1046  

Добавить комментарий

1. Урок литературного чтения: деятельностный подход в организации работы младших школьников
2. Методическая разработка по теме «Международно-правовое регулирование окружающей среды в космическом пространстве (ликвидация космического мусора)»
3. Разработка вводного занятия туристско-экскурсионной образовательной программы «Знакомые – незнакомые улицы города Новосибирска»
4. Внеклассное мероприятие по английскому языку «Творчество Уолта Диснея»
5. «Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов
6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радио- и тележурналистика» (для обучающихся 7-11 классов)
7. Разработка учебного занятия в полиэтническом классе «21 февраля – Международный день родного языка»
8. Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
9. Внеклассное мероприятие к Дням воинской славы
10. Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Спасение Мальвины»
11. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе
12. Плавать просто
13. Методическая разработка урока в 4 классе
14. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры?
15. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения
16. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения»
17. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения
18. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста
19. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы
20. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы