«Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов
Лидерами рождаются или становятся? Если стать лидером возможно, то какие качества личности нужны для этого? Как создать экологичную и продуктивную атмосферу для работы в команде, вести за собой других людей, добиваясь поставленных целей? Умение анализировать контекст ситуации, применять навыки конструктивной коммуникации, эмпатии – ключевые навыки лидера. Занятие-тренинг «Я-лидер» поможет обучающимся развить необходимые навыки, способствующие становлению лидерской позиции.
Цель: способствовать формированию знаний обучающихся о понятиях «лидер», «лидерские способности»; содействовать выявлению лидерских качеств у участников; способствовать развитию уверенности в своих силах.
Задачи:
– формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон;
– изучение лидерских теорий и ролевых моделей;
– формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
– приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
Ожидаемый результат: обучающиеся получат представление о лидерстве как о социальном феномене, навыки принятия ответственности, положительный опыт лидерства, обратную связь со стороны сверстников.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15-20 человек.
Участники: обучающиеся 14-17 лет
Структура занятия-тренинга:
Организационный блок:
1. Вступительное слово педагога-психолога.
2. Упражнение «Ты и твое имя».
Основной блок:
1. Интерактив «Лидерство как социально-психологический феномен».
2. Групповая работа «Портрет лидера».
3. Упражнение «Фотография».
4. Методика «Самооценка лидерства».
Заключительный блок:
1. Упражнение «Какой был тренинг»
2. Ритуал прощания.
Материально-техническое обеспечение: бумага А4, карандаши, фломастеры.
Источники
1. Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. – 176 с.
2. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 261 с.
3. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Курс занятий для отрядных педагогов / Автор-разработчик Можейко О.В. – ВДЦ «Орленок», 2001. – 70 с.
Организационный блок
Вступительное слово педагога-психолога. Добрый день, рада приветствовать вас на занятии «Лидерство как социально-психологически феномен». Перед тем как приступить к обсуждению сегодняшнего занятия, я предлагаю Вам выполнить одно упражнение и настроиться на предстоящую работу.
Упражнение «Ты и твое имя»
Цель: содействовать развитию навыков самопрезентации детей; способствовать снижению барьеров в общении между детьми.
Необходимые материалы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.
Инструкция: «Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените».
Пример:
М – мечтать (умею)
И – интеллигентность
X – харизма
А – активная позиция в коммуникации
И – интеллект
Л – любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Вопросы для анализа:
1. Что вы ощущали во время своей презентации?
2. Насколько сложно было выполнить задание?
Основной блок. Интерактив
Начать разговор о лидерстве я хотела бы с притчи: сидят три человека и обтесывают камни. Проходивший мимо человек спросил: «Что вы делаете?» Первый ответил: «Обтесываю камень». Второй ответил: «Строю дом». А третий сказал: «Строю город». Эти три человека по-разному понимают свою миссию. Из них троих лидером будет только третий, т.к. лидерство – это стремление «построить город».
Друзья, а как вы считаете, кто такой лидер? (Дети высказывают свои представления о лидерах).
Подводя итоги вашим высказываниям, можно дать определение:
Лидер – это человек, обладающий качествами, позволяющими ему руководить людьми. А как вы считаете, любой ли человек может быть лидером? (Высказывания детей).
Сделаем вывод:
– лидерами не только рождаются, но и становятся;
– лидерство – это талант и мастерство, которые оттачивается годами;
– лидеры бывают разными, это зависит от характера каждого человека.
Тем не менее существуют качества, которыми должен обладать каждый лидер. Для того чтобы определить эти качества, предлагаю вам объединиться в группы.
Упражнение «Портрет лидера»
Цель: выявление лидера в группе, сплочение участников.
Необходимые материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.
Ход упражнения. Участники объединяются на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждой команде предлагается нарисовать портрет лидера, учитывая качества, которыми обладают лидеры. Далее происходит обсуждение работ.
Обсуждение:
1. Удалось ли выполнить задание?
2. Какие сложности возникали во время выполнения упражнения?
Таким образом, все качества, которые вы перечисли можно объединить в 3 группы:
Личные качества лидера: знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.
Управленческие и организационные лидерские качества: умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.
Психологические и социальные лидерские качества: коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.
Упражнение «Фотография»
Цель: выявление лидера в группе, сплочение участников.
Необходимые материалы: не требуются.
Ход упражнения. Предлагается, чтобы дети представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для участников не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши
Обсуждение:
На что направлено упражнение?
Все ли согласны с распределением ролей для фотографии?
Что вызывало сложности во время упражнения?
Если бы была возможность самому выбрать роли, как бы вы их распределили. Почему?
В какой период смены рекомендуется проводить упражнение? Комментарий психолога после выполнения упражнения: дети понаблюдают за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.
Мини-лекция с элементами обсуждения.
Классификация лидеров:
– по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
– по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
– по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.
Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
– формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
– неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделают три стиля лидерства:
Авторитарный. Установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный. Установление взаимоотношений сотрудничества. Лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный. Нет установленных четких взаимоотношений. Лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на чем не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
Лидерские ступени. Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого – вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:
– Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
– Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируются необходимостью, а не возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
– Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
– Системное или стратегическое лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.
Сейчас я предлагаю Вам узнать, насколько у вас выражены лидерские качества и пройти опросник «Лидер»
Методика «Самооценка лидерства»
Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Инструкция: Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберете один, наиболее подходящий для Вас вариант ответа, обозначенный буквой «А» или «Б». Помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов; отмечайте тот ответ, который первым приходит в голову (Приложение А)
Заключительный блок
Упражнение «Какой был тренинг»
Цель: создать условия для актуализации знаний и умений, полученных на занятии; содействовать формированию положительного отношения к проделанной работе.
Инструкция: «Сейчас вам необходимо вспомнить все игры и упражнения, которые мы выполнили за время нашего занятия и дать обратную связь. Каждый участник тренинга говорит обратную связь, высказываемся «по часовой стрелке». Обратите внимание, ваш ответ должен состоять из максимального количества прилагательных-определений, которые подходят к описанию пройденного занятию».
Время на подготовку: 2 мин.
Дети высказываются по кругу.
Завершающее слово педагога-психолога. Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания
Упражнение «Комплимент»
Цель: способствовать сохранению позитивных эмоций участников тренинга
Инструкция: дети становятся в круг, говорят комплимент соседу справа.
Приложение А
Методика «самооценка лидерства»
Данный экспресс – тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Инструкция: Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберете один, наиболее подходящий для Вас вариант ответа, обозначенный буквой «А» или «Б». Помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов; отмечайте тот ответ, который первым приходит в голову.
Регистрационный бланк
№ |
Вопрос |
Варианты ответа |
1 |
Что для Вас важнее в игре? |
А – победа |
Б – развлечение |
||
2 |
Что Вы предпочитаете в общем разговоре? |
А – проявлять инициативу, предлагать что-либо |
Б – слушать и критиковать то, что предлагают другие |
||
3 |
Способны ли Вы выдерживать критику, не вступать в частные споры, не оправдываться? |
А – да |
Б – нет |
||
4 |
Нравится ли Вам, когда Вас хвалят прилюдно? |
А – да |
Б – нет |
||
5 |
Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против Вас? |
А – да |
Б – нет |
||
6 |
В компании, в общем деле Вы всегда выступаете лидером, придумываете что-либо такое, что интересно другим? |
А – да |
Б – нет |
||
7 |
Умеете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих? |
А – да |
Б – нет |
||
8 |
Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие (по званию, по должности, по возрасту)? |
А – нет |
Б – да |
||
9 |
Удается ли Вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен? |
А – да |
Б – нет |
||
10 |
Нравится ли Вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других? |
А – да |
Б – нет |
Обработка результатов подсчитывается общее количество ответов «А» и «Б».
Интерпретация
А = 7 – 10 баллов – высокий уровень лидерства
А = 4 – 6 баллов – средний уровень лидерства
А = 1 – 3 балла – низкий уровень лидерства
Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Количество просмотров: 1438 |
Добавить комментарий