Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ

 
 

Махляйдт Юлия Владимировна,

воспитатель первой  квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ

В условиях стремительно меняющегося мира важнейшей задачей образовательных учреждений становится воспитание гармоничной личности, способной критически мыслить, творчески подходить к решению задач, эффективно коммуницировать и адаптироваться к изменяющимся условиям. В рамках ФГОС ДО мы делаем акцент на индивидуализацию воспитательного процесса, личностно-ориентированный подход, который предполагает глубокое внимание к уникальности каждого ребенка, его способностям, интересам и темпу развития.

Одной из эффективных методик, способствующих достижению этих целей, является нетрадиционное рисование, так как творчество – это естественное состояние ребенка. Дети от природы любознательны, изобретательны и полны фантазий. В такой среде дети не боятся выражать свои мысли и чувства, экспериментировать и ошибаться. Именно через творческий процесс дети глубже и разнообразнее познают мир, развивают мелкую моторику, фантазию, воображение и коммуникативные навыки.

Нетрадиционное рисование становится не только творческой деятельностью, но и мощным инструментом, помогающим воспитателю раскрыть индивидуальность детей и развивать их эмоциональный интеллект. Например, в рамках занятий с техникой рисования мыльными пузырями, «ниткография» или «оттиск» ребенок не только создает красочные узоры, учится наблюдать за взаимодействием материалов, делает свои маленькие открытия, но и совсем по-другому, нежели на обычном занятии, выражает свои эмоции. Нетрадиционные техники рисования помогают детям развивать уверенность в себе и умение принимать собственные решения, что является важным элементом личностно-ориентированного подхода. Такие занятия не имеют жестких рамок и правил, дают детям полет фантазии и свободу для экспериментов. Каждый из воспитанников может использовать материалы по-своему, создавая уникальные композиции. Воспитатель становится партнером, который наблюдает, вдохновляет и поддерживает, позволяя найти свой собственный творческий путь.

Личностно-ориентированный подход через нетрадиционное рисование также способствует развитию социальных навыков. Коллективные творческие проекты, которые мы внедряем, такие как «Мир волшебства», «Мир глазами ребенка», создание общего панно или работы в технике коллажирования, позволяют детям учиться взаимодействовать друг с другом, договариваться и принимать совместные решения. В процессе проектной работы дети учатся работать вместе, дополняя друг друга и понимая, что вклад каждого в общий проект одинаково ценен, учатся взаимодействовать как команда. Этот опыт необходим для развития коммуникативных навыков, успешной социализации.

Важную роль в развитии ребенка играет создание «говорящей среды», где пространство, предметы и материалы помогают ему чувствовать себя уверенно и мотивируют к самостоятельной деятельности. Кто-то увереннее работает кисточкой и красками, кто-то карандашами, а кто-то пальчиками.

В нашей группе организован центр нетрадиционного рисования с разнообразным неоформленным материалом, таким как губки, вата, тычки из поролона, трубочки, пластиковые вилочки, колпачки и крышки необычной формы. Дети с удовольствием делятся своими идеями, видением того, что им хочется изобразить. Они доверяют свои сокровенные мысли, мечты, видя, что их слушают и дают возможность высказаться. Этот подход формирует у ребенка чувство значимости и уважения к их мнению.

Еще одной важной составляющей является обратная связь. Мы вместе обсуждаем результаты их работы, задавая вопросы: «Чем тебе больше всего понравилось работать?», «Почему ты выбрал эти цвета?», «Что бы ты хотел попробовать в следующий раз, а что повторить?». Это помогает воспитанникам осознать свою значимость в коллективе, способствует развитию таких качеств, как уверенность в себе, ответственность, умение принимать решения. Важно, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками образовательного процесса, где их интересы и инициативы играют ключевую роль.

  

Таким образом, на первый план выходит голос ребенка, его мнение. Это значит, что воспитатель организует образовательный процесс, отталкиваясь от интересов и инициатив самих детей. Такая работа требует внимательного отношения к потребностям малышей, гибкости и умения адаптировать развивающую среду под запросы конкретной группы.

Нетрадиционное рисование и вообще творчество в детском саду – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития ребенка. Оно интегрируется с другими видами деятельности, обогащая образовательный процесс и делая его более увлекательным. Так, например, выполняя графический диктант, дети закрепляют ориентировку в пространстве, изучают геометрические фигуры, учатся различать их по величине. Рисуя снеговика, мы обсудили, что он весь состоит из кружочков, что голова меньше туловища, а пуговицы еще меньше. Рисование может сопровождаться счетом: «Нарисуй пять яблок на дереве» или «Сколько бабочек летает вокруг цветка?». Рисуя, дети учатся понимать, где находится предмет: слева, справа, вверху, внизу.  Например, «Нарисуй солнышко в правом верхнем углу листа».

На занятиях по развитию речи дети имеют возможность обогатить свой словарный запас, знакомясь с новыми словами, обозначающими цвета, формы, материалы, действия. Например, «Мы рисуем не просто зеленую траву, а изумрудную», «Этот цветок не просто красный, он алый» и так далее. Дети с особым интересом включаются в диалоги на занятиях, обсуждая окружающий мир, расширяя в процессе рисования знания о животных, растениях, временах года, явлениях природы. Можно нарисовать осенний пейзаж или любимое животное и рассказать о нем. Часто, когда мы отводим время на творчество, предлагаем включить музыку. Ведь она создает атмосферу и определенное настроение, которое воплощается в замечательные детские работы. Музыкальные произведения вызывают ассоциации с определенными цветами. И тогда появляются розовые снеговики, зеленые тюльпаны!  Дети получают массу положительных эмоций, увлеченно раскрывают свои творческие способности и всесторонне развиваются.

Для развития ребенка немаловажен и вопрос эффективного взаимодействия семьи и детского сада. В условиях высоких темпов жизни родителям часто не хватает времени на полноценное участие в образовательном процессе. Это требует от воспитателя профессионализма, инициативы, желания потратить личное время на организацию совместных проектов: мы ходим вместе в музей, в кино, на детские спектакли.

    

Приглашаем родителей на праздники и открытые занятия, предлагаем вместе покататься зимой с горки, построить снеговика и много других видов совместной деятельности, что способствует укреплению детско-родительских отношений. Когда родители видят презентацию детских работ или просматривают в чате онлайн-галерею, видя успехи своих детей и имея возможность поддержать их стремление к самовыражению, они с большим интересом начинают участвовать в семейных конкурсах, творческих марафонах. Совместные проекты формируют благоприятную атмосферу сотрудничества в сообществе детей, педагогов и родителей.

Личностно-ориентированный подход не просто оправдывает себя, он показывает удивительные результаты. Дети, которые ощущают поддержку воспитателя, не боятся ошибаться, активно пробуют новое, проявляют творчество. Это особенно заметно на занятиях по нетрадиционному рисованию, где каждый вносит частичку себя в создаваемую работу. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов, усиление роли семьи в образовательном процессе, укрепление творческого начала у детей, уважительное отношение к мнению каждого ребенка, поддержка интересов, использование современных образовательных технологий позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду насыщенной и интересной.

Количество просмотров: 1738  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы