Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка

 
 

Басова Марина Ивановна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

тьютор специализированного медицинского класса

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 
 
 

Барсегян Ануш,

ученица 9 математического класса

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка

… смотреть не друг на друга,

а смотреть вместе в одном направлении.

Антуан де Сент-Экзюпери

К выпускнику современной школы государством и обществом предъявляются серьезные требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Не соответствуешь этим требованиям – не будешь способным конкурировать ни в одной сфере деятельности.

Каждое учебное заведение по-своему выстраивает систему работы по подготовке такого выпускника. Важным звеном в деятельности нашего лицея мы считаем лицейские НПК. Они проводятся с 1993 года, практически с основания лицея. Исследовательский навык, приобретенный в ходе подготовки работы на НПК, поможет выпускнику быть успешным в любых жизненных ситуациях.

Мы представляем Вашему вниманию фрагменты нашей исследовательской работы по теме «Особенности НПК в лицее № 9».

Гипотеза: организация и содержание НПК в лицее № 9 имеют свои особенности.

Объект: материалы музея лицея № 9.

Предмет: планы и протоколы работы предметных секций, копии приказов по организации НПК.

Цель: определить особенности НПК в лицее№ 9.

Задачи:

– проанализировать материалы архива музея лицея по выбранной теме (протоколы, планы работы секций, тематику работ);

– выделить особенности в организации и содержании лицейских НПК;

– провести анкетирование учителей по вопросу особенностей организации и проведения НПК;

– структурировать и оформить исследование.

Методы исследования: анализ статистических данных, анкетирование, интервьюирование, сравнение.

Особенность и новизна работы состоит в том, что она в основном построена на использовании материалов музея лицея № 9. Данная тема изучается и публично представляется впервые.

Множество словарей и энциклопедий, к которым мы обращались, не дают четкого понятия «научно-практическая конференция», поэтому мы будем использовать в работе именно термин «исследование», наиболее применимый к содержанию понятия «конференция».

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Самоопределение (англ. self-determination) – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Нау́чная конфере́нция (англ. Academicconference) — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы.[1]

Из истории проведения НПК

История НПК в лицее берет свое начало с 1993 года. Инициатором организации и проведения первой конференции стала Наталья Петровна Самусева, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы. В музее находится рукописный черновик приказа об организации этого мероприятия:

«В целях создания условий для развития творческих способностей учащихся лицея приказываю:

«п.1. Учредить лицейский день Владимира Вольховского и Александра Горчакова, первых учеников Царскосельского лицея, удостоенных большой и малой золотых медалей Его императорского Величества в 1817 году, в школе – лицей № 9.

п.2. Учредить денежные премии – награды учащимся, занявшим призовые места в научно – практической конференции – итоге работы спецкурсов по профильным дисциплинам».

С этого года в лицее стали проходить ежегодные праздники науки – научно-практические конференции. Из воспоминаний одного из основателей математического направления в лицее, учителя математики Тамары Федоровны Пантюхиной: «Это были действительно праздники. Праздники лицейского братства, атмосферы интеллигентного соперничества. Лицеисты в это день освобождались от занятий. Они приходили в парадной форме, с хорошим настроем на работу».

Конференция 1993 года была одной из первых в городе. Её открыл директор Георгий Феликсович Филимонов. Работало три секции по направлениям лицейских классов: физико-математическое (рук. Т. Ф. Пантюхина), гуманитарное (рук. Е. Н. Чемоданова), естественное (рук.С.П. Ларикова).

Особенности организации и содержания НПК

Работая с материалами музея, мы восстанавливали последовательность нововведений в организацию и содержание научно-практических конференций. Нами были изучены 122 протокола 22 конференций. Кроме этого, мы понимали риски погрешности в анализе информации, поскольку в архивах были отрывочные данные по НПК трех лет (2007, 2008, 2009 гг.). Частично эти сведения были восстановлены по итогам анкетирования и опроса учителей и лицеистов прошлых лет, бесед с ветеранами педагогического труда лицея.

Анализируя протоколы, мы составляли таблицы с данными по каждому направлению, чтобы потом сравнивать их по количеству участников, по пересечению лицейских направлений.

После изучения содержания данных по протоколам и отчетам по работе секций мы смогли структурировать организацию НПК в лицее.

Её можно условно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный. Он включал в себя непосредственную подготовку исследовательских работ. Для этого в лицее были созданы особые условия – работало несколько десятков спецкурсов по направлениям. У ребят была возможность заниматься практической частью в лабораториях Института систематики и экологии животных СО РАН, НГМИ, НЭТИ.

2. Организационный. На данном этапе формировалось жюри, с 1995 года с включением преподавателей высшей школы, составлялись списки докладчиков по направлениям обучения в лицее и отдельно списки слушателей по аудиториям. А с 1998 года ввели разделение по предметным секциям. Интересный факт. К конференции готовились не только в учебной части, но и в воспитательной. Театральная студия лицея специально к этому дню готовила премьеру спектакля, своеобразный отчет о работе. Некоторые выпускники говорили о том, что еще неизвестно, чего больше ждали, награждения по итогам конференции или спектакля.

3. Проведение НПК. В этот день занятий в 1 смене не было. Лицеисты 11 классов в парадной одежде проводили в актовом зале пленарную часть (см. приложение 2). Затем начиналась работа секций. С 1998 года появились четкие критерии оценки результата.

При знакомстве с тематикой выступлений поражает глубина и метафоричность названий некоторых работ. Например, «Блудный сын Брюсова В. и Гумилева Н.», «Дамы с собакой и собаками», «К. Бальмонт в культуре уединенного сознания».

После того, как лицеист завершал представление своего исследования, присутствующие могли задавать вопросы, что-то уточнять. В конце работы секции председатель проводил анкетирование среди слушателей в аудитории по выбору кандидата на приз зрительских симпатий, а также определялся лучший оппонент.

По окончании НПК в актовом зале проходила премьера спектакля лицейской театральной студии. Завершался день награждением победителей и призеров. Кроме этого лицейский этап предполагал принципиальный отбор лучших работ для следующих состязаний.

С 1998 года право участия в НПК получили ребята 9-10 классов.

С 1995 года в лицейских конференциях в качестве руководителей и членов жюри появляются преподаватели ВУЗов. За время проведения НПК численность такого участия приближается к 80. Среди тех, кто активно сотрудничает с лицеем, преподаватели и студенты НГПУ, ИС и ЭЖ СО РАН, лаборатории экологии НИПКиПРО, НГТУ, НГМУ, сотрудники музея Новосибирской книги.

Заключение

На основании анализа материалов музея по проведенным с 1993 по 2014 годы НПК можно сделать выводы об особенностях организации и проведения конференций в лицее.

Организационные особенности:

– организационная структура соответствует структуре проведения конференций (пленарная часть, работа секций, подведение итогов);

– до 1995 года в НПК участвовали исключительно учащиеся 11-х классов;

– с 1995 года в составе жюри стали присутствовать представители высшей школы;

– с 1998 года работы начали разделять по предметным секциям, а не по профильным направлениям;

– в 1998 году появились конкретные критерии, по которым оценивались работы;

– привлечение ребят театральной студии к работе конференции.

Содержательные особенности:

– рост количества секций и представленных работ приходится на 2002, 2005 и 2012 годы;

– в большей степени этот рост представлен гуманитарным направлением лицейского образования;

– нет привязанности обучения в профильном классе с выбором тематики исследования;

– качественное исследование является хорошим основанием для позиционирования себя в школьном научном сообществе за пределами лицея;

– участие в НПК во многом влияет на самоопределение лицеистов.

И это не столько определение в выборе профессиональной деятельности, сколько создание условий для выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

P.S.

Вывод учащегося:

Для меня это исследование стало важным этапом жизни, потому что я научилась анализировать материал не из книг или Интернета, а работала с документами музея. Эта работа позволила пообщаться с учителями и выпускниками, а это хороший опыт выстраивания диалога. Я провела ряд классных часов в рамках музейных экскурсий для ребят начальных классов и среднего звена и стала чувствовать себя увереннее во время публичного выступления. Думаю, что это все потому, что тема и материалы были мне близки и понятны, я ведь тоже часть лицея.

Вывод учителя:

Таким образом, привлекая лицеистов к исследовательской деятельности через участие в НПК, мы создаем условия для реализации в рамках ФГОС одной из целей Программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования: «Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта; … навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности»[2].

 

Количество просмотров: 11942  

Комментарии

Чудесная работа!
Очень полезна информация! Есть маленькие недочеты, но бывает у всех, а так твёрдая 5!
Это лучшее, что мне когда-либо приходилось видеть.
Интересно
Интересная работа!
Было интересно прочитать! Спасибо за новую информацию
Познавательно
Спасибо. Полезная работа в плане краеведения.
Великолепная работа
Неплохо.
Интересная работа, мне нравится
Интересно и познавательно
Весьма полезная работа, было интересно читать. Хорошая работа, хоть и небольшая по объему текста.

Страницы

Добавить комментарий

1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы