Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами

 
 

Фирсова Наталья Михайловна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирска,

руководитель районного МО учителей иностранных языков

 

Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами

Современный век является веком информации и интеллекта. На данном этапе развития нашего общества выделяют четыре основные навыка XXI века: critical thinking (критическое мышление), communication (коммуникация), creativity (креативность), collaboration (совместная работа). Основой для развития указанных навыков в школе являются умение работать с информацией и выработка системного мышления. В атласе новых профессий системное мышление является базовым. Такой тип мышления предполагает умение анализировать, выстраивать последовательность, учитывать взаимосвязи составляющих компонентов. Данную способность можно развить, она позволяет легче ориентироваться в быстро меняющемся мире. Школьное образование должно готовить учащихся, способных стать высококвалифицированными специалистами, стремящимися к развитию в условиях информатизации общества. Для выполнения поставленных задач важно готовить школьников к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, которая включает в себя умение ориентироваться в различных источниках информации, анализировать, критически оценивать содержание, т.е. обладать навыками смыслового чтения. Умение работать с текстом обеспечивает успешность во всех сферах обучения.

Российский психолингвист В.П. Белянин определил текст как основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, как форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида. Текст – это образец реального использования языковых единиц. Он оказывается единственным источником знаний обучаемых в области лексико-грамматическом организации иностранного языка.

В большинстве случаев на уроках английского языка школьники изучают сплошные тексты (например, художественные). Несплошным текстам уделяется гораздо меньше внимания. К несплошным текстам относят билеты, буклеты, анкеты, бланки, таблицы, картинки, списки, схемы, диаграммы, графики, карты и прочее. Одну и ту же информацию ученики учатся выделять из разных сплошных и несплошных текстов.

В обновленных ФГОС ООО (от 31.05.2021 № 287) объясняется, что должно включать в себя смысловое чтение. Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с различной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания…, пониманием нужной / интересующей / запрашиваемой информации…, полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию. Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

На уроках английского языка работа с несплошными текстами дает возможность учащимся научиться критически мыслить, способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД), но такая деятельность вызывает больше сложностей у ребят, так как ученик должен иметь определенный уровень владения изучаемого языка.

Ученикам на уроке можно предложить создать собственный текст на основе несплошного, это может быть билет в музей. Изучив билет, ученик описывает полученную информацию в устном или письменном виде, по данной теме составляет вопросы для ребят, работающих в группе. Ученики часто могут иметь разные мнения, что дает возможность рассуждать, аргументировать, доказывать на изучаемом языке. Все это развивает коммуникативные УУД.

Работа с рисунком или схемой уменьшает количество объяснений учителя на родном языке, что заставляет оперативно работать воображение, мышление, память. В УМК «Английский в фокусе» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений учтены требования, заложенные в обновленных ФГОС к развитию смыслового чтения как при работе со сплошными текстами, так и несплошными. Например, подстановочные таблицы, которые являются незаменимыми помощниками, способными помочь построить высказывание собственного мнения ученику по той или иной теме.

Основные задачи работы с такими таблицами: создание условий для коммуникации и условий успешности для ученика, снятие психологических трудностей, развитие речевой деятельности учащихся, развитие учебно-логических умений (умение находить связи, систематизировать, выделять главное и т.д.), отработка языкового материала.

Для того чтобы ученики легче воспринимали несплошные тексты, можно предложить следующий алгоритм действий работы:

1. Определить вид текста (анкета, график, диаграмма и т.д.).

2. Предложить название несплошному тексту самостоятельно.

3. Высказать предположения, в чем главная идея текста.

4. Извлечь и систематизировать содержание.

При следовании подобному алгоритму действий с несплошными текстами у ребят будет наблюдаться положительная динамика в усвоении изучаемого материала, так как при систематической работе повышается способность к успешному решению учебно-практических задач. При извлечении явной и скрытой информации учащиеся учатся анализировать, а также сворачивать сплошные тексты в таблицы или схемы. Следует использовать несплошные тексты для практики слушания, чтения и говорения. Основная сложность, которая встречается при этом, – нарушение логики изложения материала, а также неправильный выбор оснований для классификации по тем или иным признакам. Такая деятельность является основой для занятия проектно-исследовательской деятельностью.

Несплошные тексты способствуют развитию устной речи на изучаемом языке. Ученик учится передавать прочитанное, прослушанное, увиденное таким образом, чтобы речь его была ясной, точной, информативной, логически выстроенной, аргументированной. Кроме того, подобная работа обеспечивает многократное повторение лексических и грамматических структур, что способствует лучшей усвояемости изучаемого материала. Также решается речевая задача, поскольку все ученики должны слушать друг друга, чтобы не повторяться при работе с несплошным текстом, и между одноклассниками возникает естественная коммуникативная ситуация. Важно отметить, что речевые задания мотивируют ребят к обучению.

Хорошо использовать pre-reading этап для мотивации учащихся, развития умения прогнозирования, активизации фоновых знаний и снятия языковых трудностей. После прочтения можно использовать метод «Main Idea Chart». При этом учащиеся выписывают основные идеи и ключевые слова, что помогает сформулировать основную мысль текста.

Для овладения продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи ученикам предлагается проработать основное содержание текста, заполнив следующую таблицу к тексту из учебника «Spotlight», 8 класс:

Подобные задания помогают не только освоить новую лексику и грамматику, но и учат формулировать мысли, перерабатывать полученную информацию. Такие задания учат ребят задавать вопросы проблемного характера, высказывать собственную точку зрения.

В последние годы произошли существенные изменения в содержании ЕГЭ по английскому языку, а именно в письменной части – развернутое высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы и в устной части экзамена – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию (фотографии), описание, комментирование и обоснование выбора их для совместной проектной деятельности.

Работа с несплошными текстами на уроках английского языка способствует развитию основы базовых навыков XXI века – читательской грамотности. Уроки с привлечением несплошных текстов способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: стимулируют интерес и поддерживают мотивацию к изучению иностранного языка, развивают мышление и воображение, готовят школьников к культурному, профессиональному и личностному общению, а также «учат учиться», т.е. формируют и развивают все необходимые составляющие компоненты системного мышления. Методика применения несплошных текстов при обучении иностранному языку способствует развитию социального умения кооперироваться с другими людьми, решать проблемы и является одним из приемов формирования культуры проблемной деятельности учащихся, что является одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач современной школы.

Список источников

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

2. Белянин В.П. Психологические особенности художественного текста/В.П. Белянин – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 248 с.

3. Буланкина Н.Е. Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Новосибирской области // региональное методическое приложение №2 к журналу «Просвещение. Иностранные языки». – 2020 – с. 5.

4. Бубнова Г.И. Работа с несплошными текстами при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 3. – с. 27-36.

5. Бунеева Е.В. Приемы продуктивного чтения несплошных текстов. Образовательные технологии: сборник материалов /У.В.Бунеева//М.: Баласс-2008. – с. 65-70.

6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические материалы для председателей и членов комиссии субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, 2024. – с. 68-74.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования/М.: Гос.соц.-эконом. изд-во, 1934. – 279 с.

8. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания /М.: Наука, 1969. – 265 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31.05.2021 № 287.

Количество просмотров: 2635  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Формирование начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарных педагогических классах
2. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
3. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
4. Отработка лексико-грамматических навыков по УМК Spotlight 8
5. Основные аспекты подготовки к чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля»
6. Развитие познавательных УУД во внеурочное время с помощью конкурсного движения в условиях реализации ФГОС НОО
7. Интегрированный урок как стимулятор мыслительной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся
8. Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики
9. Формирование читательской грамотности как основы для развития базовых навыков XXI века на уроках английского языка через организацию работы с несплошными текстами
10. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
11. Внеурочная деятельность как средство реализации воспитательного потенциала в рамках изучения английского языка
12. CLIL как один из способов достижения метапредметных результатов освоения предмета «Английский язык»
13. Проект по предмету «Информатика» как ресурс преодоления образовательных затруднений школьника
14. Применение образовательных технологий в начальной школе
15. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
16. С Городовичком по Новосибирску и Новосибирской области (готовимся к всероссийским проверочным работам)
17. Формирование естественно-научной грамотности при изучении родного края
18. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины»
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы