Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка

 
 

Потылицына Евгения Станиславовна,

методист высшей квалификационной категории

МКОУ Чикская СОШ  № 6 имени Д. К. Потапова

Новосибирской области

 

Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка

Дошкольное образование является важнейшим этапом в жизни ребёнка, определяющим его дальнейшее развитие и успешность в будущем. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ дошкольное образование выступает первым уровнем общего образования и направлено на всестороннее развитие личности ребёнка (ст. 64).

Современные исследования в области педагогики и психологии показывают, что до 80 % интеллектуального и личностного потенциала формируется именно в дошкольном возрасте. В период дошкольного детства дети приобретают навыки общения, учатся эмоциональному самоконтролю, познают окружающий мир, развивают мышление и речь. В этом процессе центральное место занимает воспитатель – педагог, который сопровождает ребёнка, направляет его развитие, создаёт условия для познания и социализации.

В связи с этим роль воспитателя в дошкольном образовании приобретает особую значимость. Однако современные реалии показывают, что сфера дошкольного образования сталкивается с рядом проблем, таких как высокая нагрузка, дефицит кадров, недостаток материально-технического обеспечения, что требует поиска решений на государственном уровне.

Рассмотрим роль воспитателя в развитии ребёнка:

1. Воспитатель как наставник и проводник в мир знаний:

Воспитатель обеспечивает ребёнку условия для познания окружающего мира, формирует мышление ребенка, познавательную активность, развивает речь и логическое мышление. Согласно ФГОС ДО воспитатель должен обеспечивать развитие следующих образовательных областей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Описанные направления реализуются через игры, творческую деятельность, экспериментирование, проектную работу, чтение художественной литературы.

2. Воспитатель как организатор развивающей среды.

Формирование комфортной и безопасной среды – одна из важнейших задач воспитателя. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 среда в детском саду должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть безопасной, мотивирующей, способствующей самостоятельной деятельности.

Воспитатель создаёт игровую и предметно-развивающую среду, которая способствует формированию у детей исследовательского поведения, самостоятельности, сенсорного и моторного развития.

3. Воспитатель как психолог и эмоциональный наставник.

Эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от взаимоотношений с воспитателем. Педагог помогает детям адаптироваться в коллективе, учит их выражать эмоции, управлять своими чувствами, разрешать конфликты мирным путём.

По мнению Л. С. Выготского, эмоциональное развитие является фундаментом для когнитивного и социального развития ребёнка. Воспитатель формирует у детей эмпатию, навыки саморегуляции, умение взаимодействовать со сверстниками.

4. Воспитатель как проводник в мир культуры и нравственности.

Формирование нравственных ценностей начинается именно в дошкольном возрасте. Воспитатель учит детей нормам поведения, уважению к старшим, дружелюбию, честности. Воспитатель играет ключевую роль в патриотическом, духовно-нравственном, экологическом воспитании.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, педагог должен передавать детям традиционные семейные и культурные ценности, формировать уважение к истории и культуре своей страны.

5. Воспитатель как медиатор между семьёй и образовательным учреждением.

Современный педагог взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, помогая им выстраивать гармоничные взаимоотношения с ребёнком. Воспитатель консультирует родителей по вопросам воспитания, даёт рекомендации по развитию ребёнка, организует совместные мероприятия.

Проблемы и перспективы профессии:

1. Дефицит квалифицированных кадров.

По данным Министерства просвещения РФ, нехватка воспитателей в детских садах составляет более 15 %, особенно в регионах. Низкая заработная плата и высокая нагрузка приводят к оттоку специалистов.

2. Высокая нагрузка и большие группы.

Часто в группах детского сада численность превышает нормативы СанПиН, что снижает качество образовательного процесса и делает невозможным индивидуальный подход.

3. Необходимость повышения квалификации.

ФГОС ДО требует от воспитателя владения современными методиками, но далеко не все педагоги имеют возможность проходить регулярное повышение квалификации из-за нехватки финансирования.

4. Недостаточное материально-техническое оснащение.

Во многих детских садах отсутствуют современные дидактические материалы, интерактивное оборудование, что ограничивает возможности образовательного процесса.

Пути решения:

1. Повышение статуса и заработной платы воспитателей.

2. Оптимизация численности групп.

3. Развитие системы непрерывного повышения квалификации.

4. Государственная поддержка детских садов в вопросах материально-технического оснащения.

Таким образом, воспитатель – это не просто педагог, а наставник, друг, психолог, организатор, источник знаний и поддержки для ребёнка. Роль воспитателя в развитии личности трудно переоценить. Развитие системы дошкольного образования невозможно без повышения статуса воспитателя, создания комфортных условий работы и обеспечения качественного образовательного процесса.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. ФГОС дошкольного образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155, ред. от 21.09.2022).

3. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М.: Педагогика, 1984. – 512 с.

4. Смирнова Е. О. Психология детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2021. – 256 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утв. Минобрнауки РФ).

Количество просмотров: 375  

Добавить комментарий

1. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада
2. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!»
3. Забота об общественных финансах – условие личной финансовой грамотности и финансовой культуры современного человека: материалы для организации учебно-просветительских мероприятий
4. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования
5. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
7. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка
8. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду
9. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла»
10. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные»
11. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей»
12. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания»
13. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
14. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда
15. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!»
16. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе»
17. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников
18. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
19. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания
20. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц

Страницы

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы