Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
Содержательность современного образовательного процесса насыщают актуальными тематическими программами, проектами, синтезированными техниками и приемами. Но все чаще и чаще в дошкольном образовании возрождаются славянские народные традиции, вспоминаются русские народные игры, в детских садах появляются музеи исконно русской утвари, народных костюмов. Духовно-нравственные ценности приобретают, казалось бы, новый смысл.
В образовании в целом проявилась тенденция возрождения русского народного наследия путем приобщения детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Так исторически сложилось, что в нашей стране на рубеже XX века вектор политических перемен с падением «железного занавеса» расколол общественные духовные взгляды на прошлый период советских ценностей и грядущий период «западных новинок». А в 90-е годы прошлого века русская народная культура не привлекала современную молодежь, и казалось, все ушло далеко, в невозвратное. В педагогических кругах духовно-нравственное воспитание строилось на новых идеологических принципах, личностно-ориентированная система и индивидуализация образовательной деятельности больше отражали материальную среду, окружающий мир [3].
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России появилась в образовании нашей страны как недостающий элемент для нравственного гармоничного развития и целостного представления об историческом наследии.
Принятие различных законодательных проектов в сфере образования способствовало размытию стереотипных убеждений «старого» и «нового» в мировоззренческом взгляде педагогического сообщества на ценностные ориентиры. Значимую роль в будущем русского гражданина теперь занимает воспитание. Для российского многонационального общества ключевыми направлениями в духовно-нравственном воспитании современного поколения сейчас являются Россия, русская народная культура, народное искусство во всех его проявлениях; семейные традиции и род; религиозность и богатство духовной жизни нашего народа.
Целесообразность выбранного нами направления очевидна: интерес к истинной истории нашего государства и общества в целом очень велик. В связи с этим нами была разработана парциальная образовательная программа «К истокам русской народной души» для детей в возрасте от 5 до 7 лет. При разработке программы мы обращались к реестру рекомендованных Министерством образования РФ парциальных авторских программ дошкольного образования.
Уникальность нашей программы состоит в том, что каждый из педагогов, которые участвовали в реализации, узнали много нового о культуре и исторических, исконно русских праздниках. Мы, воспитатели, вместе с детьми и родителями вспоминали рецепты блюд, которые готовили на Руси, учились играть на русских народных инструментах: деревянных ложках, трещотках, сопели и т.д.
Содержание программы расширяет представления детей о традициях русской народной культуры России, о местах проживания наших предков. Словно побывав на Руси, дошкольники узнавали быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кулинарии; народные приметы, обычаи, гуляния, художественные промыслы и многое другое.
Внедряя проектные технологии в дошкольном учреждении, мы открыли тематическую игровую зону «Русская изба», которую посещают дети от мала до велика. Благодаря родительскому неравнодушному сообществу и работникам ДОУ, были собраны исконно русские экспонаты: посуда, одежда, головные уборы, игрушки промысловых мастеров, бытовые принадлежности, тканые скатерти, платки и т. д.
Нам удалось смоделировать жилище славянской семьи по старинным фотографиям русского быта в деревенской избе. На организованных мастер-классах для родителей, педагогов и детей были сделаны обрядовые и обереговые куклы из различных тканей, нитей, а также эскизы забытых элементов русского народного костюма для обрядов.
На Руси люди славились и своей умелостью, сноровкой и умом. Орнаментальное искусство на одеждах, головных уборах в своей символике отражало глубокий смысл, защиту от враждебных сил. Символы в стилизованной форме были украшением и оберегом, с дошколятами мы изучали цветовые орнаменты, являющиеся прообразами растений, животных, людей. Также дети узнавали, что разные символы способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства и ими украшали не только одежду, но и скатерти, посуду, предметы мебели и т. д. [4]
Мы разработали методическое электронное пособие, в котором содержатся музыкальные подборки русских народных песен, игр, закличек. Также отобраны исторические видеоролики, видеофильмы со старинными танцами и плясками русских народов.
Для реализации здоровьесбережения в дошкольном образовательном процессе разработаны специальные картотеки: утренней гимнастики, картотека пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, библиотека подвижных русских народных игр, картотека хороводных игр.
Опираясь на литературные источники, мы интерпретировали и воссоздали маленькие сюжеты из жизни русской семьи в развлечениях и играх, а также в быту, показывая детям мини-сценки в музее «Русская изба». Возрождение национального сознания в принятии ценности русской народной культуры, несомненно, начинается с дошкольного периода. Детям очень интересно узнавать о народных героях на Руси, народных промыслах мастеров, гостеприимстве русского народа, о единении и дружелюбии. Воспитательный феномен культуры русского народа в раскрытии способов взаимодействия людей друг с другом в исторические времена, так на Руси ценили друг друга за трудолюбие, уважение к старшим, доброту и широту русской души [1, 2].
Индустрия агрессивных мультипликационных героев на сегодняшний день не является для дошкольников положительным примером поведения в обществе. Духовная сила, обращение к добрым образам русских сказок помогает нам учить детей принимать мудрые решения мирным путем, думать о своем поведении в социуме.
Особое внимание стоит уделить эмоциональному интеллекту сегодняшнего поколения. Уклад современной семьи не всегда предполагает проявление эмоциональной близости, доброжелательности во взаимоотношениях и взаимопонимания. Такие ценные чувства, как любовь и доброта, вера в себя, искренность и чуткость, отсутствуют в инновационных гаджетах. Но как же тогда сформировать в детях духовно-нравственные ценности, в которых они так нуждаются?
Доцент педагогического университета г. Екатеринбурга Царегородцева Е. А., утверждает, что духовно-нравственное воспитание влияет на проявления социальных и эмоциональных чувств. В дошкольном детстве дети учатся уважению к бабушкам и дедушкам, родным; заботе о близких и нуждающихся в помощи; добрым поступкам и сопереживанию; традициям в семейном кругу [5].
Все перечисленные эмоциональные проявления дети могут увидеть в былинах и древних сказаниях, пословицах и поговорках. А вот присказки, прибаутки отличаются направленностью на поучение или подзадоривание человека. Духовный положительный образ сильного богатыря или искусницы-рукодельницы из сказок способствует желанию быть сильнее, увереннее, трудолюбивее в будущем.
Совместно со специалистами – музыкантом и логопедом – мы проводили тематические дни, посвященные символике страны и сегодняшним обновлениям в современном мире: «Матренин день», «Березовое чудо», «Валеночки». Так проходило знакомство с неофициальными символами России: русской матрешкой, русской печкой, русской избой, русской березкой, русской ложкой, русским валеночком.
На развлечениях мы не только узнавали о традициях русских народных праздничных дней. Перед тем как эти мероприятия были воссозданы, ребята заучивали различные пословицы, прибаутки, изучали музыкальные движения, русские народные игры, узнавали, какие одежды нужно надевать для определенного традиционного обряда и по какому сценарию проходил тот или иной праздник. Многогранность праздничных мероприятий на Руси всегда подразумевает постепенную и разнообразную подготовку к праздничному гулянию, например: «Капустные посиделки», «Сороки», «Колядки» и т. д.
Парциальная образовательная программа «К истокам русской народной души» для детей от 5 до 7 лет успешно реализована в 2023-2024 учебном году. Нами получены положительные результаты в познаниях дошкольниками глубины исторического наследия русской культуры. Дошкольники умеют отличать русский национальный костюм от других национальностей, с уважением относятся к традиционным обрядовым гуляниям, знают шутки, присказки да поговорки, произносимые когда-то русичами в Древней Руси, гордятся силой русских богатырей и красотой девиц из сказок. Ребята стали дружелюбнее и отзывчивее, делятся со сверстниками и взрослыми своими познаниями и впечатлениями. Много положительных отзывов мы получили от родителей и специалистов учреждения.
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре – сложный, систематический и поэтапно выстроенный образовательный процесс. Начиная с малого и постепенно погружаясь в тонкости исторического прошлого нашего народа посредством напевности народного фольклора, дети проявляют неподдельный интерес к истокам русского народа и к разнообразным видам деятельности. Это способствует развитию духовно-нравственного воспитания, раскрытию эмоциональных проявлений, а также умений и навыков в социальной жизни.
Список литературы:
1. Беляева Л. Ю. Сохранение русских народных традиций через занятия декоративно-прикладным творчеством и проблемы вовлечения молодежи в активную деятельность / Л. Ю. Беляева, Е. Е. Фоменко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11. – № 5.
2. Лагуткина О. В. Формирование основ народной культуры – воспитание любви к родному краю / О. В. Лагуткина, Н. В. Катина. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. //2023. № 2 (61). С. 22-25. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8018/ (дата обращения: 19.02.2025).
3. Лю Цзоюань. О традиционных духовно-нравственных ценностях России // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Том 12. № 2А. 2023. С. 196-201.
4. Парфенюк Е. К, Лопатина М. В., Вершинина О. А. Исследование возможностей популяризации русского народного орнамента среди молодого поколения // Научный журнал «Костюмология», 2020. – № 4, Том 5. С. 1-20.
5. Царегородцева Е. А. К вопросу о формировании семейных ценностей у дошкольников //XVIII Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование// Магнитогорск, 2024. С 66-69.
Количество просмотров: 193 |
Добавить комментарий