Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения

 
 

Туник Ирина Александровна,

заведующий высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 «Ладушки» г. Новосибирска

 
 
 

Пиянзина Алеся Васильевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 «Ладушки» г. Новосибирска

 

Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения

Мы живем в эпоху информационных и цифровых технологий, и сегодня трудно представить какую-либо сферу жизни без их влияния. «Цифра» стремительно проникает в жизнь человека с самого детства, формируя новые взгляды, установки и ценности. Ребенок и «цифра» не должны существовать автономно от взрослых, этот процесс взаимодействия не должен заменять реальные отношения и взаимодействие с социумом, такое общение должно контролироваться. Тревогу вызывает то, что дети дошкольного возраста в силу своих возрастных физиологических и психологических особенностей еще очень «пористые» и в них с легкостью «впитываются» информационные потоки окружающей цифровой действительности. Привлекательные картинки, современная качественная анимация и звуковые эффекты, которые предлагают различные электронные устройства, увлекают детей с раннего возраста. Умные станции, телевизор, компьютер, смартфон, интерактивные игрушки, не требующие сложных манипуляций, становятся значимыми источниками социализации детей. Создается новая цифровая культурная среда, которая становится естественным окружением для детей [2].

Поэтому актуальным становится формирование культуры общения, обращения, отношения и восприятия новых техник и технологий у маленьких детей.  Очень важно сохранить их эмоциональный, социальный, психологический и физический комфорт. Одним из важнейших аспектов заботы о нашем будущем поколении является привитие цифровой культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, представлений и моделей поведения человека в отношении использования цифровых технологий и устройств.

 Специалисты, воспитатели и родители должны просвещать детей, предупреждать и предотвращать возможные психологические проблемы, связанные с использованием цифровых устройств, такие как чрезмерная увлеченность, которая может привести к цифровой зависимости.

Важно сформировать у дошкольников правильное отношение к цифровым технологиям и их применению в повседневной жизни. Успехи в виртуальном мире, интерес к развлекательным и развивающим видеофайлам должны сочетаться с достижениями, общением и играми в реальном мире. Важным моментом здесь является использование цифровых технологий в семьях с маленькими детьми, поскольку повсеместное распространение доступных устройств и сервисов уже определяет изменение структуры жизни детей с ранних лет. Сегодня мамы и заботливые папы стараются обеспечить своих малышей всем необходимым, чтобы они росли современными и счастливыми. В частности, они стремятся создать комфортные условия для сна и отдыха своих детей. Для этого они используют различные электронные устройства, которые помогают им следить за состоянием малышей. Например, они устанавливают радионяни в кроватки своих детей, покупают интерактивные игрушки, включают аудиокниги и обучают детей пользоваться игровыми приложениями и поисковыми системами. С раннего возраста дети начинают знакомиться с электронными устройствами, учатся использовать их вместе с обычными игрушками и развивают свои навыки в этой области. Ко времени, когда малыши начинают ходить в детский сад, они уже хорошо знакомы с цифровыми устройствами и активно используют их [3].

К моменту перехода на следующую ступень образования ребенок уже хорошо знаком с виртуальной средой и еще активнее использует различные электронные устройства. Родители зачастую считают, что это признак высокого интеллекта и самостоятельности у детей. Однако не задумываются, что использование цифровых устройств может оказывать негативное влияние на психическое развитие ребенка. Это может привести к изменению форм и путей развития, замещению специфических для возраста ребенка видов деятельности, которые он приобретает согласно естественному онтогенезу, а также к появлению новых психических свойств и качеств. В итоге когнитивное и личностное развитие ребенка может происходить в иной форме и давать другой результат, отличающийся от того, что прописано в ожидаемых результатах обучения в школе.

Современные дошкольники, как и их старшие товарищи, активно пользуются цифровыми устройствами. В будние дни две трети детей проводят в интернете не более одного часа, а остальные – не более трех часов. Это объясняется насыщенной деятельностью в детском саду, дополнительными занятиями или посещением секций и кружков. В выходные дни активность в интернете возрастает: каждый второй ребенок проводит в сети от одного до трех часов. Также наблюдается увеличение числа детей, которые проводят в интернете четыре часа и более [3].

Исследования, проведенные как экспериментально, так и с помощью опросов родителей, имеющих детей до шести-семи лет, показывают, что экранное время оказывает отрицательное воздействие на когнитивное развитие, субъективное благополучие, эмоциональную сферу и поведенческую адаптивность дошкольников, это, конечно, вызывает опасения у педагогов и родителей детей. Из общих рисков чаще всего выделяют несколько:

Общение и поведение. Неконтролируемое использование цифровых технологий приводит к тому, что дети неэффективно используют свое свободное время, проводя его за экранами гаджетов. Это может вызвать проблемы в общении, замкнутость, трудности в социализации и взаимодействии с окружающими. Кроме того, снижается речевая активность и нежелание общаться с людьми. В результате дети учатся манипулировать, обманывать и находить обходные пути, преодолевая запреты.

Формирование высших психических функций. Быстрая смена картинки на экране создает трудности в концентрации внимания, замедляет скорость обработки информации и восприятия, отмечается пассивность мышления, память кратковременна.

Эмоции и взаимодействие. Из-за увеличивающегося «экранного времени» снижается частота и желание общения со сверстниками, что затрудняет установление социальных контактов и отношений с окружающими. Это приводит к нехватке социального опыта и трудностям в адаптации в детском сообществе. Проблема менее выражена у детей, которые посещают детский сад или дополнительные кружки и секции, где они могут получить социальный опыт. Однако она более ярко проявляется у детей, которые не посещают никаких учреждений до школы и у которых родители заменяют часть личного общения на технические средства, покупая им модные гаджеты.

Режим сна и бодрствования. Наличие цифровых устройств в руках ребенка перед сном может привести к его нарушению. Работающий экран устройства вызывает зрительное утомление и головную боль, а также нарушает выработку мелатонина, который регулирует процессы сна и бодрствования.

Вместе с тем, цифровизация важна при обучении современных детей. Компьютерные игры могут превосходить традиционные по дидактическим возможностям, они повышают мотивацию к освоению нового материала, способствуют умению к многозадачности, освоению нового вида социализации. Виртуальные экскурсии и 3D путешествия дают уникальную возможность посмотреть мир, изучать природу, видеть быт разных народов, любоваться достопримечательностями и необычными местами на нашей планете. Дошкольники осваивают программы по созданию мультфильмов по разным темам, GIF-анимации, что, несомненно, обогащает их социальный опыт, расширяет познавательные способности, удовлетворяет потребности
в творчестве, способствует самореализации [1]. 

Цифровая компетентность – это одно из условий, необходимых для успешного начала школьного обучения и дальнейшей социализации в современном мире. Молодое поколение одинаково воспринимает как онлайн-общение, так и обучение в офлайн-формате. Поэтому задача современной педагогики состоит в том, чтобы достичь баланса – научить детей извлекать из гаджетов полезные и необходимые знания, показать развивающие ресурсы компьютерной техники, дать возможность овладеть элементарными цифровыми технологиями, развивать цифровые компетенции; научить семьи правильно и в щадящем режиме давать детям возможность позитивно «общаться» с гаджетами, показать, что это не жизненно необходимое устройство, а средство, чтобы просто облегчить быт, учебу и работу современного человека.   Если это делать грамотно, у детей сформируется здоровое отношение к цифровым устройствам.

Чтобы минимизировать негативные последствия всеобщей цифровизации и не потерять свою роль в процессе получения детьми новых знаний, взрослым необходимо постоянно контролировать ситуацию. Важно не становиться заменой гаджетов для детей, а владеть ситуацией и регулировать процесс полезного взаимодействия детей с цифровыми технологиями как в образовательных учреждениях, так и в семье. Не изолировать ребенка от новых реалий, а научить эффективно взаимодействовать с ними, обеспечивая при этом его безопасность и благополучие.

Необходимо  вырабатывать общие правила и ценности, которые будут способствовать правильному применению цифровых технологий. Безусловно, ребенок должен быть готов к жизни в цифровом обществе, но только при условии грамотного подхода он сможет стать полноценным его членом. При этом взрослые должны быть проводниками через сложный мир технологий, сохраняя человечность и заботу о детях, а безграмотное руководство приобщения к цифре может привести к искажению естественного развития

Таким образом, цифровизация – неизбежное явление, которое помогает выстроить новый процесс социализации и познания мира для детей дошкольного возраста. Цифровые технологии в образовании и жизни ребенка – перспективное направление, требующее готовности педагогических кадров к их внедрению. Однако, несмотря на все преимущества, существует ряд проблем, которые необходимо учитывать и корректировать для безопасного формирования новых компетенций и культуры общения детей с цифровыми средствами.

 

Список литературы:

  1. Борягина А. Г. Дошкольник в эпоху цифровизации // Мир педагогики и психологии – 2023. – № 1 (78). С. 7–14.
  2. Пиянзина А. В., Туник И. А. Цифровая культура как компонент системы здоровьесбережения в ДОУ // Учительский журнал. – 2024.
  3. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4 (36). – С. 12–27.
Количество просмотров: 1186  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы