«Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей

 
 

Жигалова Юлия Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 281 г. Новосибирска

 
 
 

Габриелян Елена Сергеевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 281 г. Новосибирска

 

«Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей

Главные люди в жизни любого ребенка – это, конечно же, его родители. Активное участие родителей в образовательном процессе играет большую роль в формировании позитивного отношения ребенка к детскому саду, группе и воспитателям. Вовлечение родителей в жизнь детского сада становится важной задачей воспитателя. Живое общение с родителями, когда они приходят за ребенком, – это прекрасный способ передачи информации, однако не всегда воспитатель имеет возможность отвлечься от воспитательного процесса и вести долгие беседы с каждым родителем. Возникает потребность в новом способе общения с родителями, о котором далее и пойдет речь.

 «Театр начинается с вешалки», а детский сад начинается с приемной.  От того, как будет выглядеть приемная, зависит настроение детей и общее впечатление родителей о группе, о воспитателях и в целом о детском саде. Для создания позитивного настроя у родителей и детей каждый год мы создаем красочный приветственный плакат, который размещаем на входе в приемную. На плакате обязательно отводится место для ответного слова родителей: пожелания, предложения, заметки для воспитателей.  Родители охотно участвуют в таких опросниках (рисунок 1).

Рисунок 1

Каждому родителю важно знать, чем увлекается его ребенок, с кем дружит, что ему интересно, именно поэтому на входной двери в группу мы размещаем «футболку», которую ребенок заполняет сам или с помощью воспитателя. Такая творческая работа отражает индивидуальность каждого воспитанника. Рядом размещается футболка с инструкцией по заполнению (рисунок 2).

Рисунок 2

Оформление приемной мы разделили на рубрики. Первая рубрика называется «Посмотри и похвали». Здесь представлены поделки, рисунки и аппликации, которые дети самостоятельно размещают в приемной с помощью магнитов, прищепок или малярного скотча (рисунки 3, 4).

  

Рисунок 3                                        Рисунок 4

Вторая рубрика «Посмотри и узнай». Все мы знаем, что печатная информация родителями воспринимается плохо. Так происходит потому, что в наше время очень много именно такой информации: на работе – компьютер, дома – телефон, масса объявлений на улицах города и в помещениях. QR-коды сжимают и визуализируют информацию, поэтому мы используем именно их.

   

Рисунок 5                                       Рисунок 6

К рубрике «Посмотри и узнай» мы относим объявления и афиши, созданные совместно с детьми. Важная информация нарисована или сделана в виде аппликации, она сразу привлекает внимание родителей. Они обязательно читают, а еще и фотографируют такую информацию, пересылают друг другу (рисунок 7, 8).

   

Рисунок 7                                       Рисунок 8

К этой же рубрике мы относим мини-музей, в создании которого принимали активное участие родители. Они охотно пополняли музей новыми экспонатами, с интересом разглядывали их, узнавали новую полезную информацию и рассказывали ее своим детям. В дальнейшем это побудило родителей стать организаторами экскурсии для детей в музей Дзержинского района (рисунок 9).

Рисунок 9

К следующей рубрике «Посмотри и обсуди» мы относим эмоциональный экран. В нашей группе это «квадрат эмоций». С его помощью возможно увидеть, как менялось настроение ребенка в течение дня, обсудить причину огорчения, вместе вспомнить, что заставило его радоваться, удивиться. Мы обязательно обращаем внимание родителей на этот квадрат (рисунок 10).

Рисунок 10

 Во всех приемных есть напечатанное меню. Многие родители интересуются, чем ребенок питался весь день. Мы решили создать иллюстрированное меню с картинками. Ребятам было предложено нарисовать то, что они ели в обед, завтрак и ужин. Эти рисунки мы и используем в оформлении стенда с меню. Такой творчески подход позволяет ребенку запомнить названия блюд и их внешний вид. Меню играет большую роль во взаимодействии ребенка и родителя. Ребенок ведет диалог с мамой и папой, развивая свою речь и визуальную память (рисунок 11).

Рисунок 11

Во всех садах осуществляется образовательная деятельность. Родители часто интересуются расписанием занятий у воспитателей и у своего ребенка. С детьми подготовительной группы мы вместе создали плакат-расписание. Ребята рисовали, раскрашивали, старательно писали название занятий и вспоминали дни недели. Этот плакат расположен на выходе из группы на уровне глаз ребенка. Он яркий и привлекает внимание. Дети звали родителей и по картинкам вспоминали, как прошел день в саду. Так, во время утреннего прощания ребенок мог рассказать родителю, что его ожидает сегодня, либо, выходя вечером из группы, может поделиться с родителем тем, какие занятия проходили днем (рисунок 12).

Рисунок 12

К рубрике «Посмотри и возьми» относим все то, что родители могут взять с собой, положить в карман, тем самым поднять себе настроение и оставить на память открыточку/напоминалку от своего любимого ребенка. Например, «Оторви блин удачи» на масленицу. Оторви цветочек-приглашение на утренник (рисунки 13, 14).

 

В рубрике «Посмотри и напиши» родители участвуют в опросах, пишут, заполняют, предлагают. Сюда относится такие интерактивные стенды, как:

– Плакат «Рецепты блинов». На масленой неделе мы создавали плакат и размещали его в приемной. Мамы и бабушки охотно делились своими рецептами и секретами  приготовления блинов. Фотографировали новые рецепты

– Плакат «Любимое место в городе».

– «Азбука темы» смысл стенда заключается в том, чтобы придумать, вспомнить и записать слово на любую букву алфавита, при этом слово должно относиться к теме недели.

– Плакат с пожеланиями детскому саду на юбилей.

– Стенд «Стена добрых слов».

– Стенды «23 февраля» и «8 марта. В преддверии праздников родители делились тем, что считают самым важным в воспитании девочек и мальчиков.

– Плакат «Топ-3: без чего Новый год не Новый год». Мы нарисовали большую ёлку с шарами, в которых родители писали 3 слова, ассоциирующихся у них со встречей Нового года. Родители с удовольствием украшали елочку своими записями (рисунки 13, 14).

 

  

В рубрике «Угадай-ка» родители участвуют с большим удовольствием.

– Угадай глаза ребенка. На стене мы развешивали фотографии глаз детей крупным планом, а мамы должны были найти глаза своего ребенка.

– Угадай портрет папы, мамы. Дети рисовали портрет родителя, из этих портретов создавалась выставка. Задача родителей – найти свой портрет. Это вызывало очень много эмоций. Такие выставки очень сближают родителей и создают дружескую, легкую атмосферу.

– Найди эмблему своей семьи, которую нарисовал ребенок

– Найди выпускника. В преддверии выпускного мы попросили родителей выслать нам фотографию своего ребенка в возрасте не старше 1 года. Мы создали стенд с фотографиями и просьбой угадать, кто это. В этом интерактиве с интересом участвовали сотрудники, родители и сами дети (рисунки 17, 18).

 

  

Рисунок 17                                           Рисунок 18

Одной из самых интересных рубрик, которая начиналась с приемной, была «Самая читающая семья». Благодаря ей многие родители активно брали литературу домой, читали детям, а затем приносили рисунки по мотивам прочитанной книги (рисунки 19, 20).

  

Рисунок 19                                          Рисунок 20

 

В нашей группе имеется традиционный «ящик родителей» для обратной связи, книга отзывов, а планшет «Здравствуйте, я пришел» был популярен у детей, и родители с гордостью смотрели, как ребенок записывает себя в список.

Кабинки оформлены индивидуальными портретами, созданными совместно с родителями дома. Не забываем мы и об именинниках, поздравляя их индивидуальными открытками с фотографией. Для каждого ребенка готовится  своя открытка. Родителям очень приятно, что их ребенку уделяется внимание.

«Говорящая приемная» – одно из лучших средств для взаимодействия с родителями. Благодаря имеющимся рубрикам родители включены в образовательный процесс, активно участвуют в жизни детского сада и с любовью вспоминают приятные моменты. В нашей приемной родителям комфортно и удобно и всегда очень интересно.

 

Список литературы:

 1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитпанников: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 163 с.

2. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада: Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно-методическое пособие. – Краснодар: Экоинвест, 2022. – 250 с.

3. Маркушева А. В., Кияницына А. В.; Чебыкина О. А. «Говорящая среда» как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у дошкольников. Методические рекомендации. – Анапа. – 2021.

4. Модели Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2, ООО «ТЦ Сфера», 2016. – 128 с.

 

Количество просмотров: 2525  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы