Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования

 
 

Маньшина Екатерина Геннадьевна,

воспитатель МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования

Творчество – это удивительный процесс воплощения в жизнь чего-то исключительного, уникального: открытие в научной сфере, изобретение, эксперимент, опыт, новое гениальное произведение или же мысль, которая в будущем подведет человека к чему-то несравненному, несопоставимому нынешним меркам. С самого начала творчество – часть нас, нашей жизни, оно сильно влияет на человека, его личность, индивидуальность.

Творческие задатки есть в каждом из нас, просто нужно их разглядеть и, конечно же, заниматься тем, к чему лежит душа, что доставляет радость, ведь эти чувства могу подтолкнуть человека на удивительное открытие самого себя. С помощью творчества у любого человека развивается мышление и воображение. Человек, который соприкасается с творчеством чаще, открыт для знакомств с новыми людьми, он может поддержать диалог, потому что ему все интересно, любопытно, обмен эмоциями – это новый толчок к замечательным рассуждениям, мыслям.

Великий психолог Л. С. Выготский отмечал в своей книге: «Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребёнок, который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя матерью, ребёнок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» [1, с.7].

Воображение тесно связано с творчеством, именно воображение помогает людям стать творческой личностью. Воображение – это механизм, который позволяет нашему разуму найти то, что так глубоко сидит в нас. Воображение можно сравнить с увлекательным, удивительным путешествием, в котором человек рисует, создает новые образы благодаря ранее приобретённому опыту и пережитым эмоциям, как положительным, так и отрицательным.

Опыт и еще раз опыт – именно то, что непосредственно влияет на воображение человека. «Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение» [1, с.10].

Следуя высказыванию, делаем вывод: без опыта скудное будет воображение, особенно у ребенка, у которого и так опыта меньше в силу возраста.

Что же получится, если соединить два понятия – «творчество» и «воображение»?  Творческое воображение – создание человеком образа, идеи, несущих огромную ценность для остальных людей. Благодаря новым образам и идеям рождаются новые уникальные вещи, оригинальные предметы. Творческое воображение помогает ребенку успешно усваивать и перерабатывать информацию в детском саду, а позже в школе.

В любом труде есть прогноз, по мнению С. Л. Рубинштейна, главная сущность воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточного результатов.

А. В. Петровский дает следующее определение: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [2, с. 345].

«Развитие творческого воображения у детей» – тема актуальная и сегодня. С помощью чего можно развить у ребёнка творческое воображение?

Я уверена, что один из лучших способов развития творческого воображения у детей – это рисование, но для того чтобы нарисовать, нужно систематически тренироваться правильно держать карандаш или кисточку. Но рисованию карандашом или кисточкой есть замечательная альтернатива – наши руки, которые могут столько всего, что даже трудно представить. Рисование руками, пальцами и предметами-заменителями – это и есть нетрадиционная техника рисования.

Нетрадиционная техника рисования позволяет ребёнку испытать огромный спектр эмоций, и в первую очередь, положительных. Получая положительные эмоции, воспитанник вновь и вновь будет заинтересован деятельностью, во время работы у него будет развиваться мелкая моторика рук, а также тактильное восприятие, которые так важны в раннем детстве, когда ребёнок познает мир. В процессе рисования рукой, пальцами дошкольник сам решает, какой цвет ему больше нравится (тут появляется право выбора), сам решает, с какой силой сделать отпечаток на бумаге, сам выбирает, какое количество краски нанести, чтобы след был ярким или же, наоборот, бледным – это все развивает в ребенке контроль своих действий и себя.

Мне нравится высказывание советского педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» [5, с. 25].

Почему же я так часто выбираю занятие именно в нетрадиционной технике рисования? Во-первых, рисование ручками позволяет убрать детский страх, во-вторых, развивает у воспитанников второй младшей группы уверенность в своих силах, в-третьих, помогает воплотить замысел, в-четвертых, знакомит детей с различным материалом, в-пятых, развивает у дошкольников чувство композиции, цветовосприятия.

Занимаясь в такой технике с детьми, стала замечать: интерес к продуктивной деятельности вырос в несколько раз, что является неотъемлемой частью реализации ФГОС ДО. Важно помнить, что такая техника помогает развить в ребенке и сенсорные эталоны. Работая с разными материалами, ребёнок знакомится с их свойствами, а также совершенствуется речь. В процессе такой деятельности ребёнок чувствует себя спокойно, раскованно и поэтому может поделиться своими мыслями, какими-либо историями. Получив результат, ребёнок испытывает много положительных эмоций и самое главное чувство – успех. 

Закончить свою статью хотелось бы демонстрацией процесса и результата детского творчества, а также словами педагога, специалиста в области художественного восприятия Н. П. Сакулиной: «Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой, помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения». То есть, важно использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаш, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д.) [4, с.26].

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 10 с.

2. Петровский А. В, Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Академия, 2009. – 350с.

4. Сакулина Н. П., Езикеева В. А., Казакова Т. Г. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М: Просвещение, 1979. – 272 с.

5. Сухомлинский В. А. Потребности человека в человеке / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М.: Сов. Россия, 1981. – 96 с.

Количество просмотров: 432  

Добавить комментарий

1. Историко-литературная викторина, посвящённая 80-летию Великой Победы «Крепость не пала. Крепость истекла кровью»
2. Дидактическая игра по русскому языку «Вырасти цветок»
3. Урок-подготовка к сочинению в 8 классе «Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим»
4. Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования
5. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми по теме «Дикие животные зимой»
6. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
7. Мастер-класс «Как cложное cделать простым»
8. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени»
9. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем»
10. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования
11. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание
12. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи»
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2)
14. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы
15. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации
16. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы
17. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох»
18. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
19. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны»
20. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста

Страницы

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы