Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности

 
 

Шерстянкина Татьяна Владимировна,

кандидат философских наук, воспитатель

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности

В последние годы в дошкольном образовании все более актуальным становится вопрос о целесообразности, эффективности методов воспитательно-образовательного процесса в области формирования положительного эмоционального отклика детей. Организация коммуникации детей со взрослыми и сверстниками вне эмоциональной составляющей и речевого взаимодействия не предоставляется возможной, это препятствует ориентации ребенка в своих чувствах и чувствах другого человека, дезорганизует коммуникативную деятельность дошкольников.  

 В соответствии с ФГОС ДО основной результат современного дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие личности ребенка. Знания, умения, навыки вторичны в воспитательно-образовательном процессе. В связи с этим целевым ориентиром  в работе с дошкольниками становится эмоциональная отзывчивость и сформированность навыков общения. Развитие одной из компетенций обуславливает положительную динамику развития другой. Напротив, недостаточность ведет к неполноценности развития второй [1].

У детей младшего дошкольного возраста эмоциональные реакции и состояния существенно влияют на ход познания ими окружающего мира, приобретения знаний и социального опыта. Данное обстоятельство требует   реализации деятельностного и субъектного подходов современного педагога. Однако наибольших положительных результатов, таких как выражение своих эмоций, мыслей и желаний посредством речи, построение речевого высказывания в ситуации общения, нельзя достичь силами только педагогов, этого можно достичь только при взаимодействии с семьей. Ребенок выступает главным связующим звеном педагога-воспитателя и родителей. Возможности творческого союза педагогов и родителей заключаются в реализации речетворчества, эмоционального отклика, что приводит к проявлению творческой активности детей.

Одним из средств речетворческой деятельности можно считать сказки. В условиях современной действительности чтение русских народных сказок вызывает малый интерес воспитанников, для них более привлекательны современные мультипликационные герои. Дети эмоциональнее реагируют, к примеру, на появление Карамельки из мультфильма «Три кота», Ская из «Щенячьего патруля» или свинки Пэппы из одноименного мультсериала, чем на колобка или героев сказки «Репка». Однако значение чтения сказок, в том числе и семейного, трудно переоценить. Именно народные произведения способствуют формированию жизненного сценария человека, моделей межличностного поведения.

Социологи утверждают, что в настоящее время наблюдается тенденция   к увеличению количества детей, неспособных воспринимать на слух и понимать простейшие фразы. Данное обстоятельство побуждает активизировать родительский потенциал в приобщении дошкольников к чтению сказок, бесед и обсуждений прочитанного. Для реализации данных задач может быть рекомендована работа по «Книге сказок», представляющей собой игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста (рисунок 1).

Рисунок 1

«Книга сказок» включает в себя панно-основу и комплект съемных атрибутов (фигурок), выполненных из фетра, которые крепятся на панно при помощи липучек. Комплект атрибутов позволяет составлять на панно-основе разнообразные сюжеты, насыщать их актуальным содержанием (рисунок 2). «Книга сказок» позволяет формировать знания детей согласно программному содержанию, а также развивать коммуникативные способности детей в игровой форме. Основная ценность пособия заключается в его универсальности – его можно использовать на занятиях по речевому, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.

Рисунок 2

 

 Путешествие в Страну сказок начинается со знакомства или узнавания героев сказки «Колобок». На развороте панно, представляющем собой страницы книги, дети воспроизводят сказку, выполняют с каждым героем речевые задания. Так, встречая зайца, дети приобретают глубинное представление о данном животном, особенностях его внешнего вида, окраски, жизни, деятельности, питания, нашедших отражение в дидактических играх (рисунок 3).

 «Собери пазл». Воспитатель предлагает по частям пазла определить животное. В ходе игры ребенок берет лапки, ушки и др. детали от зайца. Воспитатель задает вопросы: «Чьи лапки?» (Заячьи лапки) «Чьи ушки? / Чье ухо?» (Заячьи ушки/заячье ухо.) «Чья голова?» (Заячья голова.)

«Морковка для зайца». Воспитатель предлагает определить то, что ест заяц (морковь). Зайца из сказки «Колобок» необходимо угостить одной морковкой. Для  других зайцев в лесу подготовить много морковок. Вместе с тем, нужно определить размер морковки у зайца из сказки, размер других морковок.

«Разгадай пиктограмму». Воспитатель показывает карточку с пиктограммой, которая обозначает одно из действий зайца (прыгать, бегать, прятаться, бояться). Дети отгадывают действие, воспроизводят его.

«Музыкально-дидактическая игра «Кто пришел?» Музыкальный руководитель предлагает детям композицию К. Блюма, соответствующую характеру повадок зайца. Отгадав героя, дети показывают движения, характерные для данного животного, под музыку. Заяц прыгает.

«Чья шубка?» Детям предлагается найти шубку для зайца из сказки «Колобок», определить на ощупь, какая это шубка, какого она цвета.  Необходимо сказать, почему они не выбрали лоскут из бархатной бумаги, из гладкой ткани и лоскуты коричневого и серого цветов.  Подобные игры разработаны по каждому герою сказки «Колобок».

Рисунок 3

 

Таким образом дети сближаются со сказочным героем, проживают вместе с ним его жизнь, осознанно воспринимают животное, на слух, визуально и тактильно приняв реальную информацию о нем и то, что в сказке он является сказочным героем и наделяется другими возможностями, нежели в живой природе. Тем самым дети учатся сопоставлять, где начинается сказка.

Выполняя задания и осуществляя игровую деятельность с каждым героем сказки, дошкольники воспринимают ее содержание сквозь призму полученных знаний, опыта и расширения представлений о нем.  Благодаря данной работе дети приобретают осмысленный чувственный опыт, становятся раскрепощенными в общении, способными вербализировать личное внутреннее состояние. Важным показателем эффективности организованной деятельности по «Книге сказок» является формирование эмоционального отклика у детей.

Завершающим этапом по работе с «Книгой сказок» является семейное чтение. Оно является перспективным способом «погружения» в сказку. Осмысленное после проведенной воспитателем работы чтение способствует появлению сопереживания героям, радости или огорчения. У детей формируются представления об общечеловеческих ценностях: добре и зле, взаимопомощи и поддержке, заботе и уважении.

Чтение взрослого, а особенно родителя, предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л. М. Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика. Кроме того, совместное семейное чтение способствует укреплению взаимоотношений в семье, доброжелательности и любви [2].

Таким образом, синтез деятельности семьи и детского сада является основополагающим в формировании положительного эмоционального отклика детей, который находит свое проявление в речетворческой деятельности. Продуктивность данной деятельности осуществляется посредством чтения русских народных сказок, стимулирует коммуникативную активность детей, формирует культуру чтения, обогащает личный опыт дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Гурович Л. М. Ознакомление с художественной литературой. Занятия для дошкольников 3-7 лет: Пособие для воспитателя. ФГОС. – М.:  Детство-Пресс, 2022.– 48 с.
  2. Егорова М. В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2015. – 67 с.

 

 

Количество просмотров: 1776  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы