Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина

 
 

Лыткина Полина Викторовна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 40 г. Новосибирска

 

Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина

Все учителя на своих уроках стараются использовать игровые технологии, тем более это относится к библиотекарям и их мероприятиям. Ребятам очень нравится играть, соревноваться командами или набирать очки в личную копилку.

Сейчас мы очень часто используем компьютерные технологии, которые дают огромные возможности для создания игровых презентаций. И порой забываем, что главным источником для нас является бумажная книга. Дети разгадывают ребусы, кроссворды, отвечают на вопросы викторины, не имея источник перед глазами, а порой используя не саму книгу, а какую-нибудь ее экранизацию (мультфильм, кино), в которых события могут излагаться по-своему, что-то удаляется, что-то добавляется. И в результате получается, что школьник знает произведение только «по мотивам», а чаще читает сокращенный вариант и тогда знает только краткое содержание из интернета. У подростков с этим бороться уже невозможно, значит нужно приучать пользоваться книгой с начальной школы.

Мы сами – библиотекари – забываем о бумажной книге (в частности говорю про себя, максимум показываю на слайде презентации, говорю о книжной выставке в библиотеке). Наверное, поэтому сейчас все больше говорят о таких методах, как чтение вслух, использование книги в игре.

Я решила разработать игру по сказкам Александра Сергеевича Пушкина, в которой детям необходимо будет листать страницы и искать ответы в книге.

«Что за прелесть эти сказки»

Цель: вспомнить сказки А. С. Пушкина.

Задачи:

– вспомнить, кто такой А. С. Пушкин, какие сказки написал;

– понять, почему его называют «великим русским писателем»;

– вспомнить, что такое иллюстрация;

– узнать, что такое цитата;

– научиться пользоваться книгами для нахождения правильных ответов на викторину.

Оборудование и дополнительные материалы: компьютер, проектор, экран, презентация (можно скачать по ссылке на гугл-диске https://docs.google.com/presentation/d/1-ReslCa7JEb4mMl4kgjT5z7vpiscsWXe/edit?usp=sharing&ouid=102882154388956513556&rtpof=true&sd=true), сказки А. С. Пушкина.

Рекомендации: игра для учащихся 3-4 классов, в начале мероприятия необходимо разделить детей на команды по 4-5 игроков и выдать каждой команде набор книг из сказок А. С. Пушкина, лучше всего не сборниками, а отдельными книгами (в игре используется пять сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе», «Сказка о царе Салтане»).

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Ребята, думаю, вы уже догадались, о каком писателе пойдет речь?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин!

Библиотекарь: Правильно! Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Дети: В детстве мама (или бабушка) читала сказку; в школе, в первом классе и т. д.

Библиотекарь: Все верно, Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы произведения этого великого русского поэта. Как вы думаете, а почему его называют великим?

Ответы детей.

Библиотекарь: Правильно, а еще потому что его читают на всех языках мира; он написал 826 произведений. Но лучше всего вы знаете сказки, назовите, какие сказки вы знаете.

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе», «Сказка о царе Салтане».

Библиотекарь: Молодцы, вы назвали все сказки Александра Сергеевича. В этом году наша страна отмечает юбилей писателя – 225 лет. Мы с вами сегодня проведем игру по сказкам Пушкина. Но прежде нам нужно вспомнить, что такое иллюстрация?

Дети: Картинка в книжке.

Библиотекарь: Отлично! Еще одно понятие, которое нам сегодня пригодится, –– это цитата. Цитата – это дословное высказывание или кусочек текста из книги. Вы сегодня в игре будете отвечать цитатами из сказок Александра Сергеевича, именно поэтому у вас на столе находятся книги. У каждой игры есть правила, наше правило: не выкрикивать ответы (чтобы не подсказать соперникам), а поднимать руку и отвечать, когда я вас спрошу. Мы начинаем нашу игру, и первый тур называется «Найди иллюстрацию к словам». Я зачитываю цитату, а вы к этому отрывку находите в книге подходящую иллюстрацию.

«Петушок кричит опять.

Кличет царь другую рать;

Сына он теперь меньшого

Шлет на выручку большого».

 

«Что ты баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство»

Осерчала пуще старуха.

По щеке ударила мужа»

 

«А Балда ему: «Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног»

 

«Вот открыл царевич очи

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой»

 

«Ах, ты мерзкое стекло,

это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Но скажи, как можно ей

быть во всем меня милей?»

Библиотекарь: с этими заданиями вы легко справились, дальше будет посложнее. Следующий тур называется «Вставь пропущенное слово». Вам необходимо будет в сказке найти отрывок с экрана и прочитать, а не угадывать, какое слово именно в сказке Пушкина. А возможно, кто-то читал сказки очень внимательно и ответит, не заглядывая в книгу.

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не _________, не лягушку,

А неведому зверушку» МЫШОНКА

 

«________ с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется» ПЕТУШОК

 

«А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркало под лавку

Позвала к себе _________» ЧЕРНАВКУ

 

«Беса старого взяла тут унылость.

«Скажи, за что такая немилость?»

«Как за что? Вы не платите _______

Не помните положенного срока» ОБРОКА

 

«Перед нею усердные слуги;

Она бьет их,

За _________ таскает!» ЧУПРУН

 

«Мать и сын идут по граду,

Лишь ступили за ограду

Оглушительный _______

Поднялся со всех сторон» ТРЕЗВОН

 

«На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей ____________,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки». ДУШЕГРЕЙКА

 

«Понесли в пустую гору,

И в __________ пору

Гроб ее к шести столбам

На цепях чугунных там

Осторожно привентили

И решеткой оградили» ПОЛУНОЧНУЮ

 

«Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько;

Время идет, и срок уж ___________» БЛИЗЕНЬКО

 

«Глубь долин, и сердце гор

Потряслося. Вдруг шатер

Распахнулся … и девица

____________ царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя» ШАМАХАНСКАЯ

Библиотекарь: закончился второй тур, для кого-то он был легким, берите пример с _____. Мы переходим к следующим заданиям «Найди высказывание героев сказок». Значит вам нужно найти цитату, что конкретно сказал герой в сказке в описанной ситуации, именно словами Пушкина. Найти и зачитать ее вслух.

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризною?

НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ ПОП ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ

Какое обещание дал царь Дадон мудрецу за подаренного петушка?

ВОЛЮ ПЕРВУЮ ТВОЮ, Я ИСПОЛНЮ КАК СВОЮ

Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

СМИЛУЙСЯ, ГОСУДАРЫНЯ РЫБКА

Что соврала Чернавка отведя царевну в лес?

КРЕПКО СВЯЗАНЫ ЕЙ ЛОКТИ;

ПОПАДЕТСЯ К ЗВЕРЮ В КОГТИ,

МЕНЬШЕ БУДЕТ ЕЙ ТЕРПЕТЬ,

ЛЕГЧЕ БУДЕТ УМЕРЕТЬ.

Что отвечал князь Гвидон царевне-лебедь, на вопрос – Опечалился чему?

ГРУСТЬ-ТОСКА МЕНЯ СЪЕДАЕТ

ОДОЛЕЛА МОЛОДЦА;

ВИДЕТЬ Я Б ХОТЕЛ ОТЦА.

Библиотекарь: переходим к следующим заданиям, тур «Найди слова к иллюстрации». Здесь вам нужно будет выполнить противоположное задание первого тура, по иллюстрации книги, найти цитату из сказки, описывающую событие.

Сказка о царе Салтане

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ,

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ

Сказка о попе и работнике его Балде

ОТ ПЕРВОГО ЩЕЛЧКА

ПРЫГНУЛ ПОП ДО ПОТОЛКА

Сказка о рыбаке и рыбке

ПЕРЕД НИМИЗБА СО СВЕТЕЛКОЙ

С КИРПИЧНОЙ, БЕЛЕНОЮ ТРУБОЮ

Сказка о мертвой царевне

ЗАКАТИЛИСЯ ГЛАЗА

И ОНА ПОД ОБРАЗА

ГОЛОВОЙ НА ЛАВКУ ПАЛА

И ТИХА, НЕДВИЖНА СТАЛА …

Сказка о золотом петушке

ЧТО ЗА СТРАШНАЯ КАРТИНА!

ПЕРЕД НИМ ЕГО ДВА СЫНА

БЕЗ ШЕЛОМОВ И БЕЗ ЛАТ

ОБА МЕРТВЫЕ ЛЕЖАТ

Библиотекарь: ребята, мы с вами постепенно переходим к концу игры, у нас остался последний тур «Найди описание персонажа». Я понимаю, что вы можете описать каждого персонажа своими словами, но вам необходимо описать их именно словами Пушкина, поэтому продолжаем использовать книги.

1. Царевна из «Сказки о мертвой царевне»

БЕЛОЛИЦА, ЧЕРНОБРОВА,

НРАВУ КРОТКОГО ТАКОГО

2. Мачеха из «Сказки о мертвой царевне»

ВЫСОКА, СТРОЙНА, БЕЛА,

И УМОМ И ВСЕМ ВЗЯЛА,

НО ЗАТО ГОРДА, ЛОМЛИВА

СВОЕНРАВНА И РЕВНИВА.

3. Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане»

МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ,

А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ

А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА,

ВЫСТУПАЕТ БУДТО ПАВА;

А КАК РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ,

СЛОВНО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ

Библиотекарь: вот мы с вами и закончили нашу игру, подведем итоги. Места заняли команды_________. Но я хочу вам сказать, что вы все большие молодцы, вы справились со всеми заданиями, значит похлопаем друг другу. До новых встреч, приходите в нашу школьную библиотеку за книгами.

Выводы после проведения игры я могу сделать такие: ребятам очень понравилась игра, они были увлечены, старались выполнять задания быстрее. В первом туре была задержка, как искать, каждый ухватил по одной книге и в своей книге старался найти ответ, потом сообразили, что в первую очередь надо определить, какая именно это сказка, а потом уже искать в конкретной книге. Во втором туре некоторые вопросы отвечали влет, в каждом классе был ребенок, который знал очень хорошо сказки, и его я хвалила в конце тура. В последнем туре детям очень хотелось ответить своими словами, описать персонажа, но я требовала ответить именно словами А. С. Пушкина, найти цитату в книге. Интерес поддерживался в течение всей игры, в конце сделали выводы, кто из ребят читает меньше, тот и отвечал плохо.

Надеюсь, что моя разработка будет полезна коллегам-библиотекарям.

Количество просмотров: 544  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. «Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей
3. Родители – партнеры школы в формировании главного навыка ребенка быть счастливым
4. Инструменты результативного взаимодействия с родителями
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
6. Продолжая семейные традиции
7. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
8. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
9. Не теряя энтузиазма
10. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
11. Курская дуга. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
12. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
13. Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого»
14. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка»
15. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций»
16. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
18. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
19. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
20. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы