Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»

 
 

Бояркина Анна Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения «Ягодка»

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 
 
 

Загидуллина Нина Сергеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения «Ягодка»

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»

Нравственное воспитание дошкольников – сложная и многогранная задача, включающая в себя формирование патриотизма, любви к семье и уважительного отношения к родителям. Современные реалии, к сожалению, характеризуются ослаблением семейных традиций и связей. Многие дети сегодня не знают своей родословной, истории своей семьи, не участвуют в семейных праздниках и ритуалах, которые передавались из поколения в поколение, формируя чувство принадлежности и непрерывности рода. Это приводит к ослаблению чувства привязанности к дому и семье, а также негативно сказывается на эмоциональном развитии и социальной адаптации детей. Отсутствие прочных семейных связей может повлиять на формирование личности ребенка, вызвать чувство неуверенности и снизить уровень самооценки.

Для решения этой проблемы и укрепления семейных устоев нами был разработан педагогический проект «Вместе весело шагать!». Этот проект ориентирован на дошкольников и направлен на формирование у них глубокого понимания значимости семьи, воспитание любви, уважения и привязанности к своим близким.

Цель практико-ориентированного проекта «Вместе весело шагать!» – глубокое понимание детьми значения семьи, формирование уважительного отношения к семейным традициям и истории рода, а также установление тесного и продуктивного сотрудничества между детским садом и родителями. Это сотрудничество – ключ к успешному воспитанию гармонично развитой личности.

Проект решает несколько важных задач.

Во-первых, он нацелен на повышение качества взаимодействия детского сада с родителями. Это включает в себя не только регулярные встречи и собрания, но и индивидуальные консультации, совместные проекты и открытые занятия, позволяющие родителям наблюдать за процессом обучения и развития своих детей. Мы стремимся создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где родители чувствуют себя активными участниками воспитательного процесса, а не просто наблюдателями.

Во-вторых, проект ориентирован на формирование у детей целостного представления о семье как о важнейшем социальном институте. Дети учатся различать родственные связи (родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, дяди и тёти, двоюродные родственники), понимать роль каждого члена семьи и ценность семейных традиций. Это могут быть совместные праздники, семейные рецепты, истории из жизни предков – все то, что объединяет семью и передаётся из поколения в поколение. Мы используем разнообразные методы: беседы, игры, чтение сказок, просмотр семейных фотографий и видеороликов, создание генеалогического древа, позволяющее наглядно проследить историю своей семьи. В процессе работы мы акцентируем внимание на нравственных аспектах семейных отношений: взаимопомощи, любви, уважении, ответственности.

В-третьих, проект стимулирует творческое развитие родителей и детей. Это достигается через совместную работу над проектами: создание семейных альбомов, участие в тематических выставках, подготовка домашних заданий, реализация творческих идей, основанных на семейных традициях. Совместное творчество способствует укреплению эмоциональной связи между родителями и детьми, развитию межличностных отношений и чувства причастности к общему делу.

Наконец, важнейшей задачей проекта является воспитание у детей глубокой любви и уважения к членам своей семьи. Дети учатся проявлять заботу о близких, помогать им, ценить их вклад в свою жизнь. Мы стремимся показать детям не только практическую ценность семьи, но и её глубокий эмоциональный смысл, подчеркивая важность семейного тепла, поддержки и взаимопонимания.

В ходе реализации проекта используются разнообразные методы, начиная от ролевых игр и бесед до просмотра художественных фильмов и чтения книг, показывающих важность семейных ценностей. Для более эффективной работы мы постоянно совершенствуем методики и используем современные технологии, например, создаем онлайн-формы для обмена информацией и совместной работы с родителями. Таким образом, проект направлен не только на расширение знаний детей о своей семье, но и на формирование гармоничной и счастливой личности, способной строить крепкие и доверительные отношения в своей будущей семье.

Проект предусматривает комплексный подход, включающий в себя различные виды деятельности:

1. Исследовательская деятельность: дети участвуют в создании семейных коллажей, собирая фотографии, рассказы и воспоминания своих родственников. Это помогает им узнать больше о истории, традициях и ценностях своей семьи, укрепить связи с близкими людьми. Проводятся беседы о семейных традициях, роли каждого члена семьи, важности взаимопомощи и поддержки.

2. Творческая деятельность: дети создают совместные поделки с родителями, рисуют семейные портреты, изготавливают открытку ко Дню матери. Это способствует развитию творческого потенциала детей, укреплению семейных связей и формированию положительных эмоций.

3. Игровая деятельность: с детьми проводятся ролевые игры, ситуативные игры, дидактические игры, направленные на формирование представлений о семье, ролях ее членов, важности взаимопонимания и взаимопомощи. Игры помогают детям освоить социальные роли и научиться эффективному взаимодействию в коллективе.

4. Взаимодействие с родителями: проект предусматривает активное включение родителей в воспитательный процесс. Проводятся родительские собрания, консультации, мастер-классы, совместные мероприятия. Это помогает создать единую воспитательную среду и обеспечить согласованность воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов. Родители активно участвуют в подготовке и проведении семейных праздников и конкурсов, что способствует формированию положительных семейных традиций.

План реализации

Мероприятия

Дата проведения

Исполнители

Ожидаемый результат

I этап. Подготовительный

Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?»

В течение недели до

начала проекта

воспитатели группы

*Определить знания

детей о маме, папе и

других родственников в

жизни ребенка.

Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников «Семейные традиции»

 

В течение недели до

начала проекта

воспитатели группы

*Определить, какое внимание уделяется семейным традициям в семьях воспитанников

Определение цели и задач

В течение недели до

начала проекта

воспитатели группы

*Методическое

обеспечение проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта

В течение недели до

начала проекта

воспитатели группы

*Информационное

обеспечение проекта

Обеспечение проекта

наглядными

материалами

II этап. Основной (практический)

Выставка коллажей «Моя семья»

11-15 ноября

родители и дети

*У детей формируется чувство принадлежности и позитивного отношения к своей семье

Аппликации:

«Мой дом», «Букет для бабушки»

Экспериментирование: «Легкое-

тяжелое», «Мокрое-сухое».

Конструирование: «Мой дом»,

Лепка

«Угощение для мамы»

 

12-13 ноября

воспитатели

*Развитие мелкой моторики рук,

художественно-эстетических,

творческих способностей через

различные виды продуктивной

деятельности (рисование, лепка,

конструирование, экспериментальная

деятельность).

Пальчиковые игры: «Семья»,  «Наша дружная семья».

11-22 ноября

воспитатели

*Развитие мелкой моторики рук.

Подвижные игры: «Птички в

гнездышках»,

«Мой веселый звонкий мяч».

 

11-22 ноября

воспитатели

*Соблюдение двигательной

активности через участие детей в

подвижных играх, способствующих

развитию психофизических качеств,

координации движений, умению

ориентироваться в пространстве

Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Гуси-лебеди», «Мамина работа» Е. Пермяк, «Косточка» К. Ушинский, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский.

11-22 ноября

воспитатели

*Формирование интереса к художественным произведениям,  к взаимопомощи близким, умение дружить.

Дидактические игры:

«Как зовут членов семьи»

«Наша дружная семья», «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений),

«Кто прячется за дверью» (загадки)

«Кто живет в квартире».

«Назови как тебя дома ласково называют?»

«Любимая игрушка в семье», «Найди тень»

(см. Картотеку дидактических игр)

11-22 ноября

воспитатели группы

*Формирование доброжелательного, терпимого отношения к другим детям, умения замечать настроение другого.

*Совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);

активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

11-22 ноября

воспитатели

*Умение организовать сюжетно-ролевую игру на основе имеющихся знаний о семье.

*Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи. 

*Узнавание больше о своей семье, её членах и традициях. 

*Формирование нравственных чувств (гуманность, сочувствие, любовь), а также доброжелательных отношений в группе. 

Беседы: «Сердце семьи», «Наша дружная семья», «Семья глазами ребенка», «Беседа о маме»

(см. Картотеку бесед)

11-15 ноября

воспитатели

*Воспитывать умение слушать собеседника.

*Развивать память, внимание, любознательность; расширять кругозор. *Развивать связанную речь, мышление, воображение. *Формировать уважение к профессиям своих родителей к их  труду.

Работа с родителями (законными представителями)

Выставка коллажей «Это Я и моя Семья»

11-15 ноября

родители и дети

*Родители совместно с детьми изготовят коллаж (фото, рисунки)

*У детей формируется чувство принадлежности и позитивного отношения к своей семье,

Интерактивная игра «Расскажи о моей семье»

11-15 ноября

воспитатели группы

*Родители воспитанников познакомятся с другими семьями

*Формирование положительных отношений между коллективом детского сада и родителями

Интерактивная игра «Составь слово»

19 ноября

воспитатели группы

*Вовлечение родителей в образовательные отношения

Интерактивная игра «Построй дом; дружная семья «Калинка»»

 

воспитатели группы

*Вовлечение родителей в образовательные отношения

Мастер-класс «Брошь своими руками»

20 ноября

воспитатели группы

*Укрепление детско-родительских отношений, привлечение родителей к сотрудничеству с дошкольным отделением

III этап. Заключительный

Подведение итогов в реализации проекта

 

 

воспитатели группы

*анализ проведённой работы, рефлексия

Игра-рефлексия «Сердце»

24 ноября

воспитатели группы

*рефлексия «родители-дети-педагоги»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

Педсовет по графику

воспитатели группы

*транслирование опыта, повышение компетенции педагогов

Проект «Вместе весело шагать!» стремится не только к закреплению знаний о семье, но и к созданию атмосферы тепла, любви и взаимопонимания в каждой семье, что является основой гармоничного развития личности ребенка. Он помогает детям почувствовать себя важными и любимыми членами своей семьи, укрепить семейные узы и сохранить ценные семейные традиции на долгие годы.

Количество просмотров: 766  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. «Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей
3. Родители – партнеры школы в формировании главного навыка ребенка быть счастливым
4. Инструменты результативного взаимодействия с родителями
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
6. Продолжая семейные традиции
7. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
8. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
9. Не теряя энтузиазма
10. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
11. Курская дуга. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
12. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
13. Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого»
14. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка»
15. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций»
16. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
18. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
19. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
20. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы