Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

Тема урока: «Гражданская война: истоки и основные участники» (10 класс).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о причинах и этапах Гражданской войны.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– объяснять значение понятий и терминов: Гражданская война, иностранная интервенция, красные, белые, зеленые;

– характеризовать причины Гражданской войны;

– выделять этапы Гражданской войны;

– раскрывать содержание основных положений программных установок Белого движения;

– систематизировать в форме таблицы информацию о Гражданской войне (основные этапы, события, участники, итоги);

– систематизировать (в виде таблицы) информацию об антибольшевистских силах (социальный состав, политические взгляды, методы борьбы);

– представлять портреты участников Гражданской войны, оказавшихся в противоборствовавших лагерях;

– рассказывать, используя карту, об установлении советской власти в разных краях и областях России.

2. Развивающие:

– создать условия для развития у обучающихся умений работать с документами посредством анализа исторических источников;

– анализировать, представители каких групп населения поддерживали красных и белых;

– анализировать процесс формирования однопартийной диктатуры большевиков;

– анализировать и формулировать собственную точку зрения на изучаемую проблему курса на основе анализа исторических источников, фактов, изучаемых в теме.

3. Воспитательные:

– способствовать воспитанию у обучающихся понимания необходимости взаимопомощи и взаимоподдержки;

– усвоение гуманистических традиций и ценностей современного общества.

Виды деятельности обучающихся: проблемно-поисковая, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России

систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

выявлять характерные признаки исторических явлений;

раскрывать причинно-следственные связи событий;

формулировать и обосновывать выводы;

систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации– извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;

участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов.

локализовать во времени ключевые события Гражданской войны;

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты Гражданской войны;

сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников;

умение выявлять существенные черты Гражданской войны;

объяснять причины Гражданской войны;

выражать отношение к деятельности участников Гражданской войны;

Оборудование: Учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация «Гражданская война: истоки и основные участники», раздаточные материалы с документами и заданиями к ним.

Источники информации:

1. История. История России. 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов, 2023.

2. Карта «Гражданская война в России».

3. Документ – «Конституция» Генерала Корнилова январь 1918 г. Ростов-На-Дону.

4. Документ – Декларация Генерала Деникина по земельному вопросу.

5. Документ – Декларация Генерала Деникина по рабочему вопросу.

6. Плакат «Царские полки и Красная Армия». Автор Моор Д.С., 1919 гг.

7. Серия картин Ивана Владимирова о последствиях революции «Взятие Зимнего дворца», «Долой орла», «Переезд выселенной семьи», «Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен)», «Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги», «Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова», «Изъятие церковных ценностей», «Сжигание орлов и царских портретов».

План изучения материала:

1. Причины и основные этапы Гражданской войны в России.

2. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры.

3. Многообразие антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап

До начала урока.

Проверка аппаратуры, раздаточного материала, готовности детей к уроку.

После начала урока.

Приветственное слово к обучающимся.

Готовят учебные принадлежности, занимают свои места.

Этап 1.1 Мотивирование на учебную деятельность Цель: привлечь внимание обучающихся, создать условия для определения причин Гражданской войны, поставить проблему, решению которой будет посвящен урок.

Знаменитый врач и астролог 16 в. Мишель Нострадамус предсказал:

«Я вижу, как рушатся царские троны,

Когда их сметает людской ураган.

Республику сделает хуже короны.

И белых, и красных жестокий обман».

«Когда вихрь судьбоносный опрокинет

Карету венценосной пары,

Монархию распнут простолюдины,

И красные, и белые обманут».

О каком историческом событии идет речь в данных предсказаниях?

 

Кто такие красные и белые, о которых идет речь в высказывании?

 

 

Сформулируем тему урока.

Сегодня постараемся разобраться, что заставило людей поднять оружие против своих соотечественников.

О Гражданской войне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красные – большевики и их сторонники, белые – противники большевиков.

Гражданская война: истоки и основные участники

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Цель: активизировать мышление учащихся, определить направление деятельности обучающихся на уроке

В учебнике на странице 87 представлен мемориал «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну», символизирующий примирение двух воюющих братьев Родины-матери. Как вы думаете, с какой целью был возведен этот памятник? Что могло заставить двух братьев воевать друг с другом?

 

 

 

Отвечают на вопросы

Этап 1.3. Целеполагание

Цель: определить, каких знаний недостаточно для решения проблемы.

Давайте сформулируем понятие «Гражданская война». Для этого каждый в своей тетради попробует сформулировать понятие, указав родовую принадлежность и видовое отличие термина.

Сравним, получившиеся у вас понятия и определим наиболее правильное.

Определим, какие вопросы предстоит раскрыть, чтобы охарактеризовать такое событие как Гражданская война.

На сегодняшнем занятии мы лишь начнем изучение такого важного события как Гражданская война в России, а основные события и результаты рассмотрим на следующем.

Гражданская война – это вооруженная борьба между организованными группами внутри одного государства (или страны).

 

Причины, участники, этапы, фронты, события, результаты и последствия.

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Чтобы понять, каковы же причины Гражданской войны, обратимся к серии картин Ивана Владимирова, посвященной революционным событиям в России и ее последствиям. Рассмотрите картины (Приложение 1), ответьте на вопросы и определите, что заставило людей выступить против советской власти?

Посмотрите на изображения и ответьте на вопросы?

1. Как вы думаете, что объединяет представленные изображения?

2. Кого символизируют персонажи? Как вы это определили?

3. Как авторы картин относится к героям? Приведите два (не меньше двух) обоснования.

4. На основе представленных картин проанализируйте, какие категории населения могли быть недовольны установлением советской власти в России?

5. На основе представленных изображений постарайтесь определить причины Гражданской войны.

6. Подумайте, какие еще причины для конфликта можно выделить.

 

Какие еще действия большевиков могли вызвать недовольство населения?

 

 

 

 

С чего начинается противостояние сторон?

Действительно, сначала противоборство носило политический характер, после чего вылилось в военное столкновение.

Зафиксируйте себе в тетради этапы войны:

1.весна-лето 1918 г.

2. осень 1918 – осень 1919 гг.

3. осень 1919 – осень 1920 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Свержение монархии, отказ от старой власти

2. Отделение Церкви от государства.

3. Разорение части населения.

4. Ограничение в правах части населения.

5. Чрезвычайная политика в деревне (продразверстка)

 

 

 

1. Свержение Временного правительства

2. разгон Учредительного собрания

3. национализация земли и промышленности,

4. подписание Брестского мира,

5. ликвидация товарно-денежных отношений, 

6. иностранная интервенция

С попыток остановить преобразования большевиков.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения Цель:

Зная, причины недовольства населения, мы можем проанализировать реакцию разнообразных политических сил по отношению к политике, проводимой большевиками.

Сейчас вам предстоит поработать со схемой и дополнить недостающие в ней фрагменты информации (Приложение 2).

Какие политические силы поддерживали большевиков к началу Гражданской войны?

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что, не имея поддержки у представителей других политических течений, большевики приходят к построению однопартийной политической системы.

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

Никакие.

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Цель: рефлексия достижения поставленной цели урока.

Если политика большевиков не имела поддержки у политических сил, значит должны быть другие категории населения, на которые могла опереться советская власть.

Чтобы объективно оценить отношение населения страны к разным политическим группам, необходимо познакомится с политикой, реализуемой противниками большевиков.

Сейчас выбудете работать с документами (Приложение 3), отражающими идеи Белого движения.

Внимательно прочитайте документы и выполните задание:

  1. Какие преобразования планировали осуществить представители Белого движения?
  2. Сравните насколько программные установки Белого движения совпадают с мероприятиями проводимыми большевиками. Самостоятельно выделите линии сравнения, определите сходства и различия в политике противоборствующих сил.
  3. Интересы каких групп населения отражали программные документы Белого движения?
  4. Недовольство каких групп населения могли вызвать эти документы?

Программа Добровольческой армии:

  1. Равенство всех граждан перед законом.
  2. Введение демократических свобод: слова, печати и пр.
  3. Восстановление частной собственности.
  4. Право рабочих на объединение в профсоюзы, сохранение за ними всех политико-экономических завоеваний революции.
  5. Введение всеобщего начального обучения.
  6. Отделение церкви от государства.
  7. Решение аграрного вопроса Учредительным собранием.
  8. Приверженность России принятым международным обязательствам и доведение войны до конца;
  9. Признание за народами, входящими в состав России, права на широкую местную автономию при условии сохранения государственного единства. 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Белое движение планировало в значительной мере ограничить преобразования, осуществляемые большевиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Цель: Повторить и закрепить полученные на уроке знания.

Сейчас постараемся определить какие слои населения, кую из политических сторон поддерживали. Для этого обратимся к плакату Д.С. Моор «Царские полки и Красная армия» (Приложение 4).

Посмотрите на плакат и ответьте на вопросы?

1. Как вы думаете, кто создатель изображения? С какой целью этот плакат создавался?

2. Кого символизируют персонажи? Как вы это определили?

3. Какие черты (характеристики) изображаемого исторического явления выделены на плакате?

4. Как автор плаката относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.

5. Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики? Какие черты преувеличивает автор?

6. Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?

7. Определите главную мысль автора, с помощью каких средств он эту мысль выражает?

8. На основе плаката, предположите, какие слои населения поддерживали красных, а какие белых.

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Цель: оценка обучающимися собственной работы на уроке, выявление сильных и слабых сторон

На слайде (Слайд 7) представлена схема, вам необходимо вписать, какие категории населения сражались на чьей стороне.

Красные:

  • большая часть промышленного и сельского пролетариата;
  • городская и сельская беднота;
  • низшая часть офицерства;
  • часть интеллигенции.

Белые:

Политический состав:

  • Монархисты;
  • представители буржуазно-националистических движений на окраинах страны;
  • либералы;
  • эсеры

Социальный состав:

  • Русское офицерство;
  • чиновники;
  • священнослужители;
  • интеллигенция;
  • казаки;
  • буржуазия;
  • помещики.

Проверяем задание. Насколько точно вы отобразили схему? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Чем они были вызваны?

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют свою деятельность

Этап 5.1. Домашнее задание

Чтобы разрешить все оставшиеся трудности дома еще раз обратитесь к теме, прочитайте §8, ответьте на вопросы после §.

Узнайте, были ли в вшей семье участники Гражданской войны, в каких ее событиях они участвовали.

Записывают

Количество просмотров: 51  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
3. Продолжая семейные традиции
4. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
5. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
6. Не теряя энтузиазма
7. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
8. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
9. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
10. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
11. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
12. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
13. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»
14. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну»
1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы