Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого»
Цель для ученика, или предметный результат
Познакомиться с новыми рассказами Л. Н. Толстого.
Научиться различать типы текстов, получив представление о научном и художественном стиле текста.
Цель для учителя
Создание условий для постижения детьми особенностей рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого.
УУД, или метапредметные результаты:
Регулятивные:
– Учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы её решения, делать выводы, оценивать свою деятельность.
– Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки.
– Учиться работать в паре.
Коммуникативные:
– Учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников.
– Доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.
Личностные:
– Учить видеть красоту природы.
– Воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира.
– Приобщить к культурному наследию.
Познавательные:
– Формировать познавательного интереса к русской литературе.
– Учить усвоению информации, переданной в виде текстов и аудио.
– Использовать средства художественной выразительности.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Мотивация познавательной деятельности |
|
Начинается урок, Он пойдёт ребята впрок. Постарайтесь всё понять – Будем слушать и читать. |
Использую приём интриги, чтобы привлечь внимание ребят, мотивирую на работу. |
Речевая разминка |
|
В начале нашего урока мы с вами проведём речевую разминку. Как вы думаете, для чего? На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. 1. Прочитайте «жужжащим» способом. 2. Прочитайте, чередуя строки, тихо-громко. 3. Прочитайте по одной строке по цепочке.
А теперь поиграем в игру «Эхо». Вам необходимо повторить чистоговорки. Ма-ма-ма – на дворе зима Ом-ом-ом – слепим снежный дом Мы-мы-мы – дождались зимы Ды-ды-ды – на снегу следы Ать-ать-ать – я иду гулять Ну-ну-ну – саночки тяну Ок-ок-ок – на дворе снежок Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ра-ра-ра – пришла зимняя пора. |
Метод «жужжащего» чтения позволяет увидеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Данный приём позволяет достичь высоких результатов навыков беглого чтения. Умение читать тихо и громко необходимо для выразительного чтения. Оно позволяет варьировать силу голоса в зависимости от содержания читаемого текста. Метод чтения по цепочке используется для развития внимания.
Игра «Эхо» используется для развития памяти детей. |
Актуализация познавательной деятельности. Определение темы и постановка целей урока |
|
Фронтальный опрос. Работа над темой урока. Ребята, напомните пожалуйста, какую большую сказку мы недавно изучили? Какую информацию мы с вами узнали из названия сказки? Давайте посмотрим на название темы нашего урока и скажем, какую информацию мы можем почерпнуть из названия темы. Значит какие слова в теме будут ключевыми? |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жанр произведения, главных героев, описание главных героев. Жанр произведения-рассказ, автора произведения-Л. Н. Толстой, основную деятельность-наблюдение. Наблюдение, рассказ, Толстой. Приём «Назови ключевые слова» нужен для умения детей выделять главное из многого. |
Фронтальный опрос. Работа над задачами урока. Ребята, давайте, опираясь на тему урока, составим план урока. С какой проблемой мы с вами сталкиваемся сразу (если дети не называют, тогда учитель предлагает сравнить тексты, но с текстами мы не познакомились). 1. Узнать. Что еще мы должны узнать? Мы знаем тексты, определим их особенности. Что мы должны будем сделать с этими текстами? 2. Сравнить. И по итогу, что необходимо сделать? 3. Сделать вывод.
В качестве чего наш план может служить на уроке? Задачи урока. |
Обучающиеся определяют, что не знакомы с текстами. Знают автора, но не знают информацию о нем, знают жанр, но определения жанра не знают.
Обучающиеся определяют метод работы «Сравнительный анализ»
Дети называют задачи урока. |
Анализ и выполнение намеченных пунктов плана |
|
Работа с биографией автора. Предварительно ребёнок из класса подготавливает пересказ биографии Л. Н. Толстого.
|
Приём «Слуховое восприятие». В процессе работы по развитию слухового восприятия формируются и уточняются слуховые образы слов, фраз, что позволяет ребёнку в дальнейшем повысить коммуникативную функцию речи. Ребята, прослушивая биографию, запоминают и впоследствии называют основные факты биографии автора. |
Физминутка |
|
Физминутка необходима для разминки детей, восстановления сил и энергии. Для дальнейшей плодотворной работы. |
|
Анализ и выполнение намеченных пунктов плана |
|
Работа с жанром. Познакомились с биографией автора и пришло время познакомиться с произведениями. С каким жанром произведения мы сегодня будем работать? Работа с текстом. Выявление особенностей текста и сравнение. Работа с текстом на стр. 122 «Какая бывает роса на траве». Какой тип этого текста? (описание). Вспомним с урока русского языка – текст описание отвечает на вопрос… (какой, какая) А теперь поработаем по тексту, отвечая на вопросы. 1. Что вы представили, когда слушали-читали рассказ? (солнечное утро, лес, трава в росе). 2. Какие слова были непонятны (бархат-плотная ткань с мягким ворсом, алмаз-драгоценный камень). 3. О каких алмазах идет речь? (капельки росы) 4. На что еще похожа капелька росы? (на светлый шарик) 5. С чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (с чашечкой) 6. Как нужно срывать листок с росинкой? (потихоньку) 7. Почему? (упадёт мимо) 8. Как вы думаете, почему автор говорит: листок, шарик, а не лист и шар. (подчеркивает нежность и хрупкость листочков и росинок) 9. Почему автор считает, что роса вкуснее любого напитка? (вода чистая нетронутая) Какие художественные приёмы использовал автор (эпитеты, сравнения). 10. Можем ли мы понять отношение автора к этому явлению? (восхищается, любуется и делиться с нами) Теперь прочитаем текст на стр. 123. И снова возвращаемся к русскому языку, на какой вопрос отвечает текст рассуждение (почему, зачем). При чтении делаем остановку, чтобы показать вопрос в тексте, затем доказательство, затем вывод. |
Приём «Конструктор терминов» Рассказ – это небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором описывается определённое событие или эпизод из жизни героев. (Данное определение ребята узнают из толкового словаря).
Дети заполняют сравнительную таблицу. Приём «Сравнение» необходим для выявления сходства и различия. |
Подведение итогов урока |
|
А сейчас давайте вернёмся к плану урока, нашим задачам и подведем итоги урока. 1. Что мы узнали? Какой сравнительный анализ провели? Давайте сделаем вывод-выполнили мы задачи урока? |
Ребята подводят итог урока. Вспоминают, какие новые знания получили на уроке. |
Домашнее задание |
|
Ребята, у вас на столах лежат листы с текстами, по вариантам. Вам необходимо дома познакомиться с текстом, сравнить с данными в таблице, определить тип и записать характеристики. |
|
Оценивание работы на уроке |
|
Исходя из активности ребят, учитель выставляет отметки за урок. |
|
Рефлексия |
|
|
Каждый ребёнок должен нарисовать губы смайлику в зависимости от отношения к уроку. |
Количество просмотров: 225 |
Добавить комментарий