«Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей

 
 

Игнатьев Никита Сергеевич,

тьютор ЧОУ «Школа будущего НСК»

 
 
 

Асеева Анна Сергеевна,

психолог ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

«Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей

Уходящий 2024 год в соответствии с Указом Президента РФ объявлен Годом семьи [2]. В целях поддержания общепринятых семейных ценностей, а также исходя из концептуальных основ нашей школы, начать календарный год и последний зимний месяц мы решили с создания теплой атмосферы понимания и любви в каждой семье в формате образовательного онлайн-марафона. Марафон был запланирован на пять дней погружения в атмосферу детской психологии и физиологии, детско-родительских отношений и заряда положительными эмоциями.

В программу марафона включены встречи со специалистами школы по актуальным темам. Каждый день обсуждали новую тему.

1 день – «Разговор о тревожности: три ответа на вопросы, как победить!»;

2 день – «Мой ребенок взрослеет: подробно о половом созревании»;

3 день – «Эмоциональный интеллект – важный навык успешного человека»;

4 день – «Говори красиво: логопедические игры»;

5 день – «Внутреннее равновесие: лайфхак от римского императора Юлия Цезаря».

Приглашаем вас погрузиться в «Разговоры о важном» [1].

Первый день марафона. Говорили про тревожность. Искали ответы на вопросы:

– «Как уберечь ребёнка от страхов и тревог?»

– «Как победить собственную тревожность?»

– «Как сделать отношения со своим ребёнком теплее?»

Вывод дня: спасти ребенка от переживаний невозможно, однако взрослый может помочь пройти эти испытания. Совместное проживание трудностей укрепляет отношения, а также через наблюдение реакций родителя, адекватных ситуации, ребенок формирует собственные.

Второй день марафона. Обсуждали тему: о чем нужно разговаривать с подростками. Вопрос, не теряющий своей актуальности, с момента появления воспитания подрастающего поколения.

– «Как говорить о половом созревании?»

– «Предподростковый возраст – что это?»

– «Возрастные кризисы развития: понимание особенностей пубертата»

– «В чем разница между чувством взрослости и тенденцией к взрослению?»

– «Как рассказать о важных темах взросления?»

– «Как быть другом ребенку, но оставаться родителем?»

Все эти вопросы преследуют любого родителя с самых ранних этапов взросления ребенка. Активная социализация в обществе, доступ к различным интернет-ресурсам, изменения собственного тела, прочие биологические процессы – все это является колоссальным стрессом как для ребенка, так и для родителей, которые в большинстве случаев не знают, что делать, чтобы помочь, не знают, как объяснить, как поддержать в этот непростой период. Психолог рассказывает о том, что важно знать родителям, чтобы оказать эту поддержку.

Ниже предлагаем выдержки из темы психолога по теме «Мой ребенок взрослеет: подробно о половом созревании».

5 шагов взрослого к гармоничным отношениям с подростком:

1.      Ребенок отдаляется от вас – это норма, не ограничивайте, но контролируйте дистанцию.

2.      Примите «чувство взрослости» и возможность иметь собственные взгляды и мнение без осуждения, с диалогом.

3.      Принимайте осуждения подростка: они имеют право видеть наши ошибочные действия и говорить о них.

4.      Выделяйте личное пространство и возможность для личного времени ребенка: это создает доверие.

5.      Идите на компромиссные соглашения о совместном времяпрепровождении.

Вывод дня: известный российский психотерапевт И. Млодик писала: «Хуже кризиса может быть только его отсутствие» [3]. 12-16 лет – лучшее время для совершения подростковых ошибок и подвигов. Это период, когда родители имеют достаточный опыт, физический ресурс и время для того, чтобы быть опорой. Есть риск, что без принятия и грамотной поддержки, переживания подростка могут не перейти из количества в качество.

3 день марафона. Говорим про эмоциональный интеллект. По данным международных исследований эмоциональный интеллект входит в ТОП 10 навыков эффективного человека. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта оказывают магнетическое воздействие на окружающих, поскольку они излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт, расположить собеседника.

Какой он человек с ярко выраженным эмоциональным интеллектом? Он умеет конструктивно проживать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих. У такого человека высокий уровень самомотивации: у него есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. Нам важно создавать возможности для развития эмоционального интеллекта. И тогда на выходе из школы дети легко смогут адаптироваться, управлять и изменять пространство своей жизни.

Вывод дня: в ЕльSchool развитие эмоционального интеллекта не только происходит в беседах с психологами, но и является ежедневной практикой в течение всего дня. Это возможно благодаря осознанному развитию навыка регулярной рефлексии, в первую очередь среди взрослых (не только тьюторов, но педагогов и родителей).

4 день марафона. Говори красиво: логопедические игры с мамой.

Как сделать так, чтобы ребенку было легко общаться, его речь была понятной и красивой? Как сделать так, чтобы ребенок:

– не стеснялся отвечать у доски, произносить отдельные сложные для него звуки;

– был в восторге от своего голоса;

– был готов выступать публично и говорить красиво.

Задача этого этапа марафона – привлечь внимание родителей к детской игре, предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речи ребенка. Школьный логопед предлагает начать с артикуляционной гимнастики, которую рекомендует делать перед сном несколько минут.

Хорошая артикуляция – это правильное расположение языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Для хорошей артикуляции нужна гимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу и позволит наблюдать за его прогрессом. Сопровождать гимнастику можно сказкой или стихотворением, ниже рассмотрим примеры.

***

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. В доме было окошко (упражнение «Окошко»).

А еще рядом с домом был заборчик (упражнение «Улыбочка» («Заборчик»).

Рано утром все просыпались под звуки трубы (упражнение «Трубочка»).

Как только слышались звуки трубы – заборчик открывался (чередование упражнений «Улыбочка» («Заборчик») – «Трубочка»).

Язычок просыпался и делал на завтрак вкусные блинчики (упражнение «Блинчик» («Лопаточка»).

А чтобы сделать блинчики, нужно приготовить тесто (упражнение «Накажем непослушный язычок» («Месим тесто»).

Посмотрел язычок на часы (упражнение «Часики»).

Вывод дня: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, новыми умениями и навыками, нужно превратить обучение в игру. Не отступать, если задания покажутся трудными. И главное, не забывать хвалить ребенка.

5 день марафона – про внутренне равновесие. В заключительный день марафона говорили про то, что такое «внутреннее равновесие» для родителей. На практике рассмотрели технику, как сохранять внутреннее равновесие, потратив для этого всего 5 минут в день. Один из способов – вести дневник от третьего лица. Этой техникой пользовался знаменитый римский император Юлий Цезарь, а благодаря эксперименту психолога Игоря Гроссмана, было получено и научное подтверждение его эффективности [4]. Все участники его эксперимента вели дневники, записывая самый значимый опыт дня. Лучше негативный – ссора с близкими, конфликт на работе, плохие новости, допущенная ошибка и так далее. Половина участников писали свои дневники как обычно – от первого лица. Остальные вели их от третьего лица. Эксперимент длился 30 дней, и его итоги подтвердили правоту римского императора – ведение дневника от третьего лица повышает мудрость суждений и усмиряет эмоции.

Почему это работает? Когда мы переживаем что-то неприятное, мы склонны фокусироваться на своих чувствах и эмоциях. Это сужает наш взгляд и мешает нам видеть ситуацию объективно. Ведение дневника от третьего лица помогает отстраниться и увидеть ситуацию намного шире, как будто глазами другого человека. Это в свою очередь помогает нам лучше переосмыслить негативный опыт, а не просто мысленно прокручивать произошедшие события в голове.

Каждый вечер, когда все дела уже сделаны, вспоминаем события дня. И если были не очень удачные, мысленно описываем свои чувства и мысли от третьего лица. Делайте так всего 5 минут каждый день в течение месяца, и вы заметите существенные перемены в своем эмоциональном состоянии.

Марафон завершился. Участникам было предложено пройти опрос. Самыми популярными и многочисленными были следующие ответы:

– мне нравится и подходит формат онлайн-марафона. Могу посмотреть видео от специалистов школы в любое удобное время. Жду следующий марафон на полезную тему;

– онлайн-общение – это удобно, желательно дополнить встречами в школе и в классе.

Онлайн-марафон «Разговоры о важном» – стартовая площадка для продолжения общения в школе.

Список источников

1. Онлайн-марафон: разговоры о важном // официальный сайт ЕльSchool [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLo88lZTlsjq_SUxBYpciBGIND2f6eS__O (дата обращения: 19.11.2024).

2. Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» // ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/408052277 (дата обращения: 19.11.2024).

4. Млодик И. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему / И. Млодик, Серия «Родительская библиотека», Издательство «Генезис», 2017. 222 с.

5. Igor Grossmann, Anna Dorfman, Harrison Oakes, Henri C. Santos, Kathleen D. Vohs, and Abigail Scholer. Training for Wisdom: The Distanced-Self-Reflection Diary Method [Электронный ресурс]. URL: https://osf.io/preprints/psyarxiv/a5fgu (дата обращения: 19.11.2024).

Количество просмотров: 644  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. «Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей
3. Родители – партнеры школы в формировании главного навыка ребенка быть счастливым
4. Инструменты результативного взаимодействия с родителями
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
6. Продолжая семейные традиции
7. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
8. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
9. Не теряя энтузиазма
10. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
11. Курская дуга. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
12. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
13. Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого»
14. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка»
15. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций»
16. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
18. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
19. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
20. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы