«Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей
Уходящий 2024 год в соответствии с Указом Президента РФ объявлен Годом семьи [2]. В целях поддержания общепринятых семейных ценностей, а также исходя из концептуальных основ нашей школы, начать календарный год и последний зимний месяц мы решили с создания теплой атмосферы понимания и любви в каждой семье в формате образовательного онлайн-марафона. Марафон был запланирован на пять дней погружения в атмосферу детской психологии и физиологии, детско-родительских отношений и заряда положительными эмоциями.
В программу марафона включены встречи со специалистами школы по актуальным темам. Каждый день обсуждали новую тему.
1 день – «Разговор о тревожности: три ответа на вопросы, как победить!»;
2 день – «Мой ребенок взрослеет: подробно о половом созревании»;
3 день – «Эмоциональный интеллект – важный навык успешного человека»;
4 день – «Говори красиво: логопедические игры»;
5 день – «Внутреннее равновесие: лайфхак от римского императора Юлия Цезаря».
Приглашаем вас погрузиться в «Разговоры о важном» [1].
Первый день марафона. Говорили про тревожность. Искали ответы на вопросы:
– «Как уберечь ребёнка от страхов и тревог?»
– «Как победить собственную тревожность?»
– «Как сделать отношения со своим ребёнком теплее?»
Вывод дня: спасти ребенка от переживаний невозможно, однако взрослый может помочь пройти эти испытания. Совместное проживание трудностей укрепляет отношения, а также через наблюдение реакций родителя, адекватных ситуации, ребенок формирует собственные.
Второй день марафона. Обсуждали тему: о чем нужно разговаривать с подростками. Вопрос, не теряющий своей актуальности, с момента появления воспитания подрастающего поколения.
– «Как говорить о половом созревании?»
– «Предподростковый возраст – что это?»
– «Возрастные кризисы развития: понимание особенностей пубертата»
– «В чем разница между чувством взрослости и тенденцией к взрослению?»
– «Как рассказать о важных темах взросления?»
– «Как быть другом ребенку, но оставаться родителем?»
Все эти вопросы преследуют любого родителя с самых ранних этапов взросления ребенка. Активная социализация в обществе, доступ к различным интернет-ресурсам, изменения собственного тела, прочие биологические процессы – все это является колоссальным стрессом как для ребенка, так и для родителей, которые в большинстве случаев не знают, что делать, чтобы помочь, не знают, как объяснить, как поддержать в этот непростой период. Психолог рассказывает о том, что важно знать родителям, чтобы оказать эту поддержку.
Ниже предлагаем выдержки из темы психолога по теме «Мой ребенок взрослеет: подробно о половом созревании».
5 шагов взрослого к гармоничным отношениям с подростком:
1. Ребенок отдаляется от вас – это норма, не ограничивайте, но контролируйте дистанцию.
2. Примите «чувство взрослости» и возможность иметь собственные взгляды и мнение без осуждения, с диалогом.
3. Принимайте осуждения подростка: они имеют право видеть наши ошибочные действия и говорить о них.
4. Выделяйте личное пространство и возможность для личного времени ребенка: это создает доверие.
5. Идите на компромиссные соглашения о совместном времяпрепровождении.
Вывод дня: известный российский психотерапевт И. Млодик писала: «Хуже кризиса может быть только его отсутствие» [3]. 12-16 лет – лучшее время для совершения подростковых ошибок и подвигов. Это период, когда родители имеют достаточный опыт, физический ресурс и время для того, чтобы быть опорой. Есть риск, что без принятия и грамотной поддержки, переживания подростка могут не перейти из количества в качество.
3 день марафона. Говорим про эмоциональный интеллект. По данным международных исследований эмоциональный интеллект входит в ТОП 10 навыков эффективного человека. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта оказывают магнетическое воздействие на окружающих, поскольку они излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт, расположить собеседника.
Какой он человек с ярко выраженным эмоциональным интеллектом? Он умеет конструктивно проживать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих. У такого человека высокий уровень самомотивации: у него есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. Нам важно создавать возможности для развития эмоционального интеллекта. И тогда на выходе из школы дети легко смогут адаптироваться, управлять и изменять пространство своей жизни.
Вывод дня: в ЕльSchool развитие эмоционального интеллекта не только происходит в беседах с психологами, но и является ежедневной практикой в течение всего дня. Это возможно благодаря осознанному развитию навыка регулярной рефлексии, в первую очередь среди взрослых (не только тьюторов, но педагогов и родителей).
4 день марафона. Говори красиво: логопедические игры с мамой.
Как сделать так, чтобы ребенку было легко общаться, его речь была понятной и красивой? Как сделать так, чтобы ребенок:
– не стеснялся отвечать у доски, произносить отдельные сложные для него звуки;
– был в восторге от своего голоса;
– был готов выступать публично и говорить красиво.
Задача этого этапа марафона – привлечь внимание родителей к детской игре, предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речи ребенка. Школьный логопед предлагает начать с артикуляционной гимнастики, которую рекомендует делать перед сном несколько минут.
Хорошая артикуляция – это правильное расположение языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Для хорошей артикуляции нужна гимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу и позволит наблюдать за его прогрессом. Сопровождать гимнастику можно сказкой или стихотворением, ниже рассмотрим примеры.
***
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. В доме было окошко (упражнение «Окошко»).
А еще рядом с домом был заборчик (упражнение «Улыбочка» («Заборчик»).
Рано утром все просыпались под звуки трубы (упражнение «Трубочка»).
Как только слышались звуки трубы – заборчик открывался (чередование упражнений «Улыбочка» («Заборчик») – «Трубочка»).
Язычок просыпался и делал на завтрак вкусные блинчики (упражнение «Блинчик» («Лопаточка»).
А чтобы сделать блинчики, нужно приготовить тесто (упражнение «Накажем непослушный язычок» («Месим тесто»).
Посмотрел язычок на часы (упражнение «Часики»).
Вывод дня: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, новыми умениями и навыками, нужно превратить обучение в игру. Не отступать, если задания покажутся трудными. И главное, не забывать хвалить ребенка.
5 день марафона – про внутренне равновесие. В заключительный день марафона говорили про то, что такое «внутреннее равновесие» для родителей. На практике рассмотрели технику, как сохранять внутреннее равновесие, потратив для этого всего 5 минут в день. Один из способов – вести дневник от третьего лица. Этой техникой пользовался знаменитый римский император Юлий Цезарь, а благодаря эксперименту психолога Игоря Гроссмана, было получено и научное подтверждение его эффективности [4]. Все участники его эксперимента вели дневники, записывая самый значимый опыт дня. Лучше негативный – ссора с близкими, конфликт на работе, плохие новости, допущенная ошибка и так далее. Половина участников писали свои дневники как обычно – от первого лица. Остальные вели их от третьего лица. Эксперимент длился 30 дней, и его итоги подтвердили правоту римского императора – ведение дневника от третьего лица повышает мудрость суждений и усмиряет эмоции.
Почему это работает? Когда мы переживаем что-то неприятное, мы склонны фокусироваться на своих чувствах и эмоциях. Это сужает наш взгляд и мешает нам видеть ситуацию объективно. Ведение дневника от третьего лица помогает отстраниться и увидеть ситуацию намного шире, как будто глазами другого человека. Это в свою очередь помогает нам лучше переосмыслить негативный опыт, а не просто мысленно прокручивать произошедшие события в голове.
Каждый вечер, когда все дела уже сделаны, вспоминаем события дня. И если были не очень удачные, мысленно описываем свои чувства и мысли от третьего лица. Делайте так всего 5 минут каждый день в течение месяца, и вы заметите существенные перемены в своем эмоциональном состоянии.
Марафон завершился. Участникам было предложено пройти опрос. Самыми популярными и многочисленными были следующие ответы:
– мне нравится и подходит формат онлайн-марафона. Могу посмотреть видео от специалистов школы в любое удобное время. Жду следующий марафон на полезную тему;
– онлайн-общение – это удобно, желательно дополнить встречами в школе и в классе.
Онлайн-марафон «Разговоры о важном» – стартовая площадка для продолжения общения в школе.
Список источников
1. Онлайн-марафон: разговоры о важном // официальный сайт ЕльSchool [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLo88lZTlsjq_SUxBYpciBGIND2f6eS__O (дата обращения: 19.11.2024).
2. Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» // ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/408052277 (дата обращения: 19.11.2024).
4. Млодик И. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему / И. Млодик, Серия «Родительская библиотека», Издательство «Генезис», 2017. 222 с.
5. Igor Grossmann, Anna Dorfman, Harrison Oakes, Henri C. Santos, Kathleen D. Vohs, and Abigail Scholer. Training for Wisdom: The Distanced-Self-Reflection Diary Method [Электронный ресурс]. URL: https://osf.io/preprints/psyarxiv/a5fgu (дата обращения: 19.11.2024).
Количество просмотров: 644 |
Добавить комментарий