Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
В последнее время очень много говорят о снижении мотивации обучающихся к чтению. Однако чтение неразрывно связано с такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение, поэтому одной их важных и сложных задач для учителя-словесника является формирование у учащихся внутренней потребности письма, сочинительства. Ведь когда ребенок создает собственный текст, он начинает лучше понимать других авторов (в частности, авторов художественных произведений). Учителю следует мотивировать учащихся к созданию не только текстов-подражаний, но и собственных текстов разных жанров и даже собственных книг.
Деятельностный подход по отношению к формированию письменной речи заключается в том, что письменный текст должен быть связан с какой-то актуальной для школьников ситуацией. Такое погружение в ситуацию может происходить на уроке. Ученик, испытывая трудности при создании текста, начинает осознавать необходимость знаний о композиции, структуре, выразительных средствах. Так обучение превращается в познание текста, себя, мира вокруг.
Одним из примеров погружения в ситуацию, мотивирующую школьников быть активно пишущими, может быть урок литературы в 9 классе, посвященный изучению Серебряного века русской поэзии.
Учитель |
Нигомедьянова Ксения Геннадьевна |
Класс |
9 |
Предмет |
литература |
Тема |
«Серебряный век русской поэзии: эксперименты со словом (на примере творчества участников литературного общества «Бродячая собака»). |
Планируемые общие результаты урока |
Предметные: 1. Пробудить интерес к творчеству поэтов Серебряного века. 2. Познакомиться с историей создания литературного кабаре «Бродячая собака» как культурного феномена. 3. Изучить основные принципы экспериментального стихосложения, заложенные поэтами-футуристами. 4. Расширить словарный запас учащихся. Метапредметные: коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, слушать собеседника и вести диалог, отвечать на вопросы, владение диалогической формой речи, воспитание культуры общения; познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе, осуществление смыслового чтения художественных текстов; регулятивные УУД: прогнозирование, целеполагание, формирование умения планировать и выполнять задание в отведённое на уроке время. Личностные: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину и ее историю. 2. Осознание собственного творческого потенциала и его реализация через написание собственных текстов. 3. Формирование позитивной самооценки. |
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии |
Решение филологической задачи Работа в группах Словесное рисование Написание собственных текстов – жор и боранаутов |
ЭОР |
Презентация, текст задачи для интерактивной доски |
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний |
Парты в классе расположены в виде столиков кафе. Учащиеся сидят за столиками по группам. На интерактивной доске появляется текст филологической задачи: «В начале ХХ века поэты, собиравшиеся в кафе футуристов «Бродячая собака», изобрели стихотворную форму «боранаут». Прочитайте отрывок «боранаута» современного писателя, филолога и этнографа Виктора Бейлиса и вставьте пропущенное слово: Раз Боранаут на Франкфуртский берег проветриться вышел. Страсти сказал он: тубо! Рана утраты болит! После отправился в ___________, а наутро, страдая усталый, Бога моля, у собора на утрене стал. Варианы ответа: бар, бой, бор, сад, путь.» Выслушиваются разные версии ответов. Наконец учащиеся приходят к выводу, что правильный ответ «бор», так как именно в этом случае будет сохранена форма боранаута. Здесь необходимо вспомнить (объяснить), что такое боранаут: участники арт-кафе «Бродячая собака» экспериментировали с формой стихов, организуя своеобразные интеллектуальные соревнования. Поэты занимались своеобразной словесной эквилибристикой или стихотворной инженерией. В результате такого творческого эксперимента возникли такие формы, как петербургские «жоры», «хаки», «боранауты». Это был особый вид искусственно изобретенных стихотворений, созданных по одному принципу: в каждой строке должно было встречаться соответствующее сочетание жоры, хаки, боранаут. Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себя в машине времени, которая перенесет их более, чем на 100 лет назад, в начало 20 века, в небольшой подвальчик, расположенный в доме на Михайловской площади города Петербурга. Словесное рисование: несколько человек опишут, куда они попали и что там увидели. Сообщение подготовленной ученицы о литературном обществе «Бродячая собака»: примечательным явлением начала XX века стали литературно-артистические клубы или просто облюбованные богемой кафе. Самым знаменитым из таких кафе является петербургский артподвал «Бродячая собака». Литературное кабаре «Бродячая собака» было официально открыто 31 декабря 1911 года по инициативе Бориса Пронина и учреждено при Художественном обществе Интимного театра. Находилось оно на Михайловской площади. Весь недолгий период своего существования артистическое кабаре являлось своего рода фоном, на котором протекала культурная жизнь Петербурга. Это был единственный островок в ночном городе, где литературная и артистическая молодежь, не имевшая, как правило, ни гроша за душой, чувствовала себя как дома. «Бродячая собака» представляла собой небольшое подвальное помещение, состоящее из двух комнат и вмещавшее в себя максимум сто человек. Открывалось оно обычно часам к 12 ночи, так как публика приходила сюда прямо с театральных постановок, а нередко гостями являлись и сами их участники – действие, таким образом, продолжалось уже на сцене кабачка. |
2. Операционно-исполнительный этап |
1. Выступление групп. Каждая группа выступает с коротким сообщением об одном из поэтов Серебряного века и читает наизусть его стихи (реализация домашнего задания). 2. Работа по группам: а теперь каждая группа попробует написать свое стихотворение: жору или боранаут для литературного состязания. 3. Литературное состязание: выступление групп с сочиненными стихами, выбор лучшего боранаута путем голосования. |
3. Подведение итогов. Рефлексия |
Что нового узнали на уроке? Что было интересным? Трудно ли было сочинять стихи? Оцените версии самостоятельной и групповой работы, авторскую версию, поставив смайлик. |
В результате такого урока обучающиеся попробуют себя в роли поэтов. Погрузившись в ситуацию, они почувствуют, насколько увлекательно играть со словом, перестанут бояться создавать свои тексты. Пусть первые собственные стихотворения будут далеко не идеальными, постепенно придет и опыт, и умение, главное, что страх перед написанием текста будет преодолен.
Список использованной литературы:
1. Буланкина Н. Е., Максисова Н. В. Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования: русский и иностранный языки: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017. – 96с.
2. Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. – М.: Фортуна Лимитед, 2001. – 308 с.
Количество просмотров: 862 |
Добавить комментарий