Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»

 
 

Багрянская Ольга Александровна,

учитель-дефектолог

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Бернштейн Елена Сергеевна,

учитель-дефектолог

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»

Формирование функциональной грамотности является одной из ключевых задач современного образования, особенно для детей с ОВЗ. Функциональная грамотность включает в себя развитие различных когнитивных навыков, таких как мышление, восприятие, внимание, память, а также умение применять эти навыки в повседневной жизни. Лэпбук «Времена года» помогает детям изучать особенности каждого сезона.

Работая в группе комбинированной направленности, обращаем внимание, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы временные понятия. Дети не знают или путают времена года, нет элементарных представлений о сезонных изменениях в природе, о труде взрослых в разное время. И как следствие усвоение временных представлений вызывает у детей трудности, не формируется умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Повысить усвоение материала позволяет изготовленное учителями-дефектологами дидактическое пособие лэпбук «Времена года».

Целью данного методического пособия является создание условий для формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством использования лэпбука «Времена года».

Задачи:

– Развивать речевые и творческие способности детей.

– Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

– Повышать мотивацию, интерес к занятиям с учителем-дефектологом, приучать детей к процессу активного познания.

– Побуждать детей к совместной деятельности.

Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраст (5-7 лет). Пособие предусмотрено для групповых и индивидуальных занятий.

Лэпбук «Времена года» оформлен в виде книги. Каждый разворот представляет одно из четырех времен года. Основа пособия – это плотный картон формата А4, покрытый светло-желтой тканью. На ткань с помощью липучек крепятся предметы из фетра: солнце, облака, дом, деревья, кустарники, пруд (эти предметы постоянны).

Также есть модульные предметы, соответствующие времени года.

Лэпбук полифункционален, его можно использовать в соответствии с замыслом учителя-дефектолога и ребенка, сюжетом игры в разных ситуациях.

Альбом состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен одному времени года: зима, весна, лето и осень.

 

В работе с данным пособием задаются детям наводящие вопросы:

Например, расскажите о погоде

Задачи: расширять представления о сезонных изменениях в природе, воспитывать наблюдаемость, развивать внимание, память.

Расскажи по картинке. Задачи: способствовать развитию умений и навыков в пространственном ориентировании на плоскости, развивать зрительное и слуховое внимание.

Посчитай и скажи сколько. Задачи: упражнять в согласовании числительных с существительными, развивать элементарные математические представления.

Еще эта книга мобильна, доступна, привлекает детей своей яркостью, разнообразием содержания, простая в использовании. Есть возможность замены учебного материала, используется в качестве образовательной и игровой мотивации.

Использование лэпбука в образовательном процессе позволяет эффективно формировать функциональные навыки у детей с ОВЗ, делая обучение интересным и доступным. Лэпбук «Времена года» предоставляет широкие возможности для развития познавательных способностей, социальной адаптации и творческого самовыражения. Такое пособие будет полезным инструментом для учителей-дефектологов и воспитателей, стремящихся создать благоприятные условия для всестороннего развития своих воспитанников.

Количество просмотров: 62  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
3. Продолжая семейные традиции
4. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
5. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
6. Не теряя энтузиазма
7. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
8. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
9. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
10. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
11. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
12. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
13. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»
14. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну»
1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы