Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
Работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, требует особого подхода, так как эффективность коррекционной помощи зависит от активного участия родителей в процессе реабилитации. В этой статье мы хотим поделиться эффективными формами и методами взаимодействия дефектолога с семьёй для достижения наилучших результатов.
Главная цель дефектолога – создать условия для всестороннего развития ребёнка с нарушениями слуха, чтобы он мог максимально адаптироваться к жизни в обществе. Для этого необходимо:
1. Обучение навыкам общения – развитие речи, слухового восприятия и умения использовать остаточный слух.
2. Социальная адаптация – помощь ребенку в освоении социальных норм поведения, формировании коммуникативных навыков.
3. Психологическая поддержка семьи – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.
4. Координация усилий специалистов – взаимодействие с сурдопедагогами, логопедами, психологами и другими специалистами.
Чтобы достичь цели мы выбрали такие формы работы с семьёй, как:
Индивидуальные консультации. Они проводятся индивидуально с родителями, там обсуждаются особенности развития ребенка, проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания, а также пути их решения. На консультациях родители получают рекомендации по созданию благоприятной среды дома, способствующей развитию слуховых и речевых навыков.
Семейные занятия. Совместные занятия дефектолога, ребенка и членов его семьи помогают родителям освоить методики работы с ребенком, понять его потребности и возможности. Такие занятия способствуют укреплению эмоциональных связей между членами семьи и создают условия для эффективного обучения и социализации ребенка.
Групповые занятия. В рамках групповых занятий могут проводиться тренинги, мастер-классы, лекции, семинары, родительские собрания, направленные на повышение уровня знаний о нарушениях слуха и методах коррекции. Группы поддержки для семей, имеющих детей с нарушениями слуха, позволяют обмениваться опытом, получать поддержку и советы от других родителей.
Дистанционные формы работы. Современные технологии позволяют организовать дистанционное обучение и консультирование через интернет-платформы. Это особенно актуально для семей, проживающих в отдалённых районах.
Партнёрство в коррекционной работе учителя-дефектолога и семьи – это важный аспект образовательного процесса, направленный на достижение общей цели. Такое партнёрство предполагает равноправие сторон, взаимное уважение и доверие, а также открытость к обмену информацией и идеями.
Активное взаимодействие и сотрудничество с родителями происходит каждый день. Мы обсуждаем успехи и проблемы детей, совместно разрабатываем план действий и корректируем его при необходимости. Это всё происходит на регулярных встречах, консультациях. А также мы взаимодействуем с помощью телефонных звонков и других средств связи. Совместная работа над домашними заданиями также приносит результат.
Родители получают полную информацию о ходе учебного процесса, успехах и трудностях своего ребёнка.
Рекомендации родителям для создания благоприятной слухоречевой среды дома.
1. Активная коммуникация:
– регулярно разговаривайте с ребенком, даже если он не отвечает вам словами. Это поможет привыкнуть к звукам речи и начать различать их;
– используйте простые и понятные фразы, повторяйте их часто, чтобы ребенок мог запомнить и начать их использовать;
– старайтесь говорить медленно и четко, но без излишнего утрирования звуков.
2. Использование визуальных подсказок:
– показывайте естественные жесты и мимику при общении;
– демонстрируйте предметы, о которых говорите, чтобы связывать слово с объектом.
3. Играйте вместе:
– игры могут включать чтение книг, пение песен, игры с игрушками, где нужно называть предметы или выполнять определенные действия;
– выбирайте игрушки, которые издают звуки, чтобы стимулировать слуховое внимание.
4. Музыкальные занятия:
– слушайте музыку вместе, подпевайте песни, играйте на музыкальных инструментах. Музыка помогает развивать ритм и интонацию речи;
– танцы под музыку также способствуют развитию координации движений и восприятия ритма.
5. Создание тихого пространства:
– постарайтесь минимизировать фоновый шум в доме, чтобы ребенку было легче сосредоточиться на звуках речи;
– убедитесь, что телевизор, радио и другие источники шума выключены во время общения с ребенком.
6. Работа над произношением:
– помогайте ребенку правильно артикулировать звуки, используя зеркало и показывая, как двигаются губы и язык при произнесении определенных звуков;
– повторяйте за ребенком слова, чтобы он слышал правильное произношение и старался подражать.
7. Взаимодействие с другими детьми:
– организуйте встречи с другими детьми, чтобы ваш ребенок мог наблюдать и учиться у них. Это важно для развития социальных навыков и речи.
Родителям предоставляется возможность совместного участия в праздниках, тренингах, семинарах, в родительских собраниях, днях открытых дверей и т. д., направленных на повышение знаний и умений в области специального образования. Это помогает им лучше понимать потребности своего ребенка и эффективно поддерживать его дома.
Важно оказывать психологическую поддержку обеим сторонам – и нам, учителям, и родителям. Поэтому у нас регулярно проводятся такие мероприятия, как тренинги, семинары и лекции, по возможности привлекаем других специалистов: психолог, логопед, инструктор ЛФК. Важно создавать условия для обмена опытом и взаимопомощи.
Таким образом, партнёрство в коррекционной работе учителя-дефектолога и семьи является ключевым фактором успеха в образовании и воспитании ребенка с нарушениями слуха.
Список используемой литературы
1. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы: учебно-методическое пособие. – Ленинград: [б. и.], 1988. – 114 с.
2. Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 95-100.
3. Теплоухова И. А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 50-54.
Количество просмотров: 892 |
Добавить комментарий