Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда
Свое название пособие получило в честь изобретателя Эдуарда Сегена – известного французского врача, основоположника современной олигофренопедагогики. Пособие предназначено для всестороннего развития детей:
– тренирует усидчивость;
– доступно знакомит с геометрическими формами;
– развивает тактильные ощущения;
– развивает внимание;
– зрительное восприятие;
– воображение;
– способствует формированию ярких зрительных образов;
– развивает мелкую моторику и координацию.
Принято считать, что пособие предназначено для детей младшего возраста. Но, как показала практика, пособие не имеет возрастных ограничений. Актуально как в старшем дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте.
Главная функция этой игры – развить мышление, но если правильно применять пособие и использовать его не только по общепринятому назначению, то можно проработать речь ребенка, слуховое восприятие, память и даже крупную моторику.
Примеры того, как использовать пособие, включая задачи по коррекции и развитию речи детей:
1. Артикуляционная гимнастика с досочками Сегена. Прячем картинки или фигурки с артикуляционными упражнениями под фигуры. Задача ребенка – поднять фигуру, выполнить артикуляционное упражнение, найти подходящий «домик» для нее.
Над чем работаем:
– артикуляционная моторика;
– пальчиковая моторика.
2. Моторная программа. На полу выложена текстильная лента (можно пояс, шнур, сделать границу скотчем или нарисовать линию), попеременно слева и справа лежат фигуры и досочки. Задача ребенка – удерживать равновесие, перемещаться приставным шагом пяточка-носочек, брать фигуру той рукой, со стороны которой она лежит, перемещая ее в «домик».
Над чем работаем:
– общая моторика;
– пересечение средней линии тела;
– координация;
– различение правой/ левой руки;
– удержание моторной программы.
3. Фонематический слух и анализ. Выбрать фигуры и досочки трех цветов (красный – символ гласных звуков, синий – символ согласных, зеленый – символ мягких согласных). Называем слова ребенку, задача ребенка – определить первый звук в слове и выбрать верную по цвету фигуру и найти «домик» для нее.
Над чем работаем:
– фонематический слух, звуковой анализ;
– мелкая моторика.
4. Тактильное восприятие – игра «Что в мешке?» Прячем разные фигуры в плотный непрозрачный мешок или коробку. Просим ребенка на ощупь отыскать фигуру, определить, что это за фигура и назвать.
Над чем работаем:
– слуховое внимание;
– стереогноз – способность определять фигуры на ощупь;
– мелкая моторика.
5. Мышление. Выложите перед ребенком ряд фигур. Попросите его взять фигуру, используя частицу «НЕ». Ребенок методом исключения должен выбрать одну или несколько верных фигур.
Над чем работаем:
– слуховое внимание;
– логика, мышление, операция исключения.
5. Память. Постройте перед ребенком ряд из досочек для разных фигур. Попросите его запомнить этот ряд, закройте ширмой и попросите ребенка повторить этот ряд из геометрических фигур по памяти.
Над чем работаем:
– внимание;
– зрительная память.
7. Графомоторное задание. Используем фигуры и досочки в качестве трафарета. Создаем необычные рисунки, учимся рисовать фигуры.
Над чем работаем:
– знания о геометрических фигурах. Понятия угол, сторона. Количество углов, сторон;
– графомоторный навык;
– воображение и фантазия.
8. Развитие дыхания. Сделать из бумаги или салфетки шарик, выложить дорожку из досочек и предложить ребенку управлять шариком при помощи выдоха.
Над чем работаем: контроль над силой и управление выдохом.
Количество просмотров: 211 |
Добавить комментарий