Инструменты результативного взаимодействия с родителями

 
 

Корочкова Оксана Васильевна,

учитель ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

Инструменты результативного взаимодействия с родителями

Школьная программа воспитания раскрывает особенности ее уклада, отличительные черты воспитательного процесса. К таким особенностям можно отнести создание единой воспитательной среды взаимодействия педагога с родителями.

В воспитательной среде родители могут выполнять разные роли. Например, роль ассистента, то есть помогать ребёнку при подготовке выступления, доклада, практической работы. Если педагог готовит урок по теме, которой владеет родитель, то родитель помогает ребёнку в подготовке доклада, выступая в роли эксперта или консультанта. Почему следует давать возможность ребёнку подготавливать проект или доклад с участием родителей?

Во-первых, это развивает навыки поиска информации, обобщения и другие. Это помогает родителям взаимодействовать с детьми в учебном процессе. Родители, взаимодействуя с детьми, лучше понимают их и налаживают с ними взаимоотношения. В свою очередь педагоги, взаимодействуя с родителями, больше узнают о детях, их особенностях и увлечениях. Подобные знания о детях позволяют глубже узнать их личность, дают возможность в дальнейшем опираться на эти знания при планировании учебного процесса, внеклассных мероприятий.

Во-вторых, это позволяет подобрать эффективные способы обучения и воспитания. Ситуации взаимодействия родителей с педагогом бывают разные. Их можно разделить на кризисное и экстренное взаимодействие.

Рассмотрим примеры кризисного взаимодействия. Ситуация, которая не терпит отлагательств, имеет место необходимость принимать срочные меры для её решения. Когда одна сторона имеет претензии к другой стороне. Чаще всего данная ситуация связана с проблемами с успеваемостью ребенка или поведением. Одни педагоги вызывают родителей при первых намёках на что-то неладное, другие – когда ситуация приобрела критический характер.

В любой ситуации цель учителя, приглашающего родителей на встречу, заключается в необходимости рассказать о проблеме, выяснить возможные причины происходящего и наметить план действий, чтобы вместе изменить ситуацию к лучшему.

Взаимодействие родителей с педагогом может происходить не только при встрече, когда одна из сторон сообщает о необходимости встретиться.

Это могут быть интерактивные формы взаимодействия:

1. Викторины, КВН с совместным участием родителей и детей.

2. Семейные клубы, кружки по интересам.

3. Семинары для родителей, круглые столы, тренинги, где можно поговорить о возрастных особенностях детей.

4. Совместные тренинги для родителей и детей.

5. Спортивные соревнования, где родители вместе с детьми выполняют те или иные задания.

Существует ряд рекомендаций, которые следует соблюдать педагогу:

1. Необходимо предварительно продумать, что говорить на встрече с родителями, что необходимо обсудить, какие вопросы более важные. Какой результат Вы ожидаете от встречи?

2. Быть доброжелательным, не указывать, как нужно взаимодействовать с ребёнком, не осуждать ребенка.

3. Доходчиво, спокойно излагать мысли. Можно одну важную мысль повторить несколько раз разными словами, чтобы быть уверенным, что она воспринята родителем.

4. Изъясняться на простом, понятном языке. Не следует спешить, следует говорить в среднем темпе, не использовать в речи специальные термины, которые могут быть непонятны родителям.

5. Активно рассказывать о ребёнке. Конкретно отвечать на вопросы родителей.

6. Не следует быть агрессивным, нервным, равнодушным, указывать родителям на недостатки детей.

В современном мире существует возможность пообщаться с родителями дистанционно, но очная беседа предпочтительнее, она дает возможность прояснить больше информации, ознакомиться с работами, которые выполнил ребенок на уроках. Даёт возможность более глубоко «включиться» в образовательный процесс ребенка, понять его возможные трудности.

Целесообразно использовать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. При взаимодействии с родителями необходимо ориентироваться на потребности и запросы родителей, особенности семейного воспитания, ожидаемые результаты.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая запросы, потребности и предложения родителей. Формы работы с родителями постоянно меняются. Это зависит от причины встречи, от ожидаемых результатов от встречи, необходимости принятия решений.

Неважно, какая встреча с родителями запланирована. Важно помнить, что родитель и педагог делают одно дело – воспитывают ребенка. Важно установить доброжелательные отношения с родителями. Важно выявить причины затруднённой адаптации ребенка к школе. Совместно с родителями стремиться к их устранению. Помнить, что для родителей сын или дочь – самые лучшие дети в мире. Не стесняться задавать вопросы, которые Вас беспокоят. Выработать совместно с родителями единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

Постоянно информировать родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии и образовательном процессе ребенка. Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и в мероприятиях за пределами школы.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены потребностью общества в формировании достойных граждан. Подводя итоги вышесказанного, хочется сказать, что взаимодействие родителей и педагогов требует объединение усилий. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, глубже понять его внутренний мир, что может значительно помочь в организации учебного процесса.

Взаимодействие педагога и родителей – это формирование системы доверительных отношений между учителем и родителями его учеников, основанное на сотрудничестве сторон и взаимопомощи. Взаимодействие педагога с родителями является необходимым условием организации учебно-воспитательной работы школы на всех этапах обучения.

Список источников

1. Дыбля А. П. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/507018/ (дата обращения: 02.12.2024).

Количество просмотров: 1130  

Добавить комментарий

1. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!»
2. «Разговоры о важном» – онлайн-марафон для родителей
3. Родители – партнеры школы в формировании главного навыка ребенка быть счастливым
4. Инструменты результативного взаимодействия с родителями
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
6. Продолжая семейные традиции
7. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
8. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе)
9. Не теряя энтузиазма
10. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ
11. Курская дуга. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий
12. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
13. Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого»
14. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка»
15. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций»
16. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе
18. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года»
19. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий
20. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники»

Страницы

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми по теме «Дикие животные зимой» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Урок-подготовка к сочинению в 8 классе «Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Дидактическая игра по русскому языку «Вырасти цветок» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Историко-литературная викторина, посвящённая 80-летию Великой Победы «Крепость не пала. Крепость истекла кровью» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы