«Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов

 
 

Коровина Юлия Евгеньевна,

педагог-психолог ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

«Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов

Лидерами рождаются или становятся? Если стать лидером возможно, то какие качества личности нужны для этого? Как создать экологичную и продуктивную атмосферу для работы в команде, вести за собой других людей, добиваясь поставленных целей? Умение анализировать контекст ситуации, применять навыки конструктивной коммуникации, эмпатии – ключевые навыки лидера. Занятие-тренинг «Я-лидер» поможет обучающимся развить необходимые навыки, способствующие становлению лидерской позиции.

Цель: способствовать формированию знаний обучающихся о понятиях «лидер», «лидерские способности»; содействовать выявлению лидерских качеств у участников; способствовать развитию уверенности в своих силах.

Задачи:

– формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон;

– изучение лидерских теорий и ролевых моделей;

– формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;

– приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.

Ожидаемый результат: обучающиеся получат представление о лидерстве как о социальном феномене, навыки принятия ответственности, положительный опыт лидерства, обратную связь со стороны сверстников.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15-20 человек.

Участники: обучающиеся 14-17 лет

Структура занятия-тренинга:

Организационный блок:

1. Вступительное слово педагога-психолога.

2. Упражнение «Ты и твое имя».

Основной блок:

1. Интерактив «Лидерство как социально-психологический феномен».

2. Групповая работа «Портрет лидера».

3. Упражнение «Фотография».

4. Методика «Самооценка лидерства».

Заключительный блок:

1. Упражнение «Какой был тренинг»

2. Ритуал прощания.

Материально-техническое обеспечение: бумага А4, карандаши, фломастеры.

Источники

1. Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. – 176 с.

2. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 261 с.

3. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Курс занятий для отрядных педагогов / Автор-разработчик Можейко О.В. – ВДЦ «Орленок», 2001. – 70 с.

Организационный блок

Вступительное слово педагога-психолога. Добрый день, рада приветствовать вас на занятии «Лидерство как социально-психологически феномен». Перед тем как приступить к обсуждению сегодняшнего занятия, я предлагаю Вам выполнить одно упражнение и настроиться на предстоящую работу.

Упражнение «Ты и твое имя»

Цель: содействовать развитию навыков самопрезентации детей; способствовать снижению барьеров в общении между детьми.

Необходимые материалы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.

Инструкция: «Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените».

Пример:

М – мечтать (умею)

И – интеллигентность

X – харизма

А – активная позиция в коммуникации

И – интеллект

Л – любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Вопросы для анализа:

1. Что вы ощущали во время своей презентации?

2. Насколько сложно было выполнить задание?

Основной блок. Интерактив

Начать разговор о лидерстве я хотела бы с притчи: сидят три человека и обтесывают камни. Проходивший мимо человек спросил: «Что вы делаете?» Первый ответил: «Обтесываю камень». Второй ответил: «Строю дом». А третий сказал: «Строю город». Эти три человека по-разному понимают свою миссию. Из них троих лидером будет только третий, т.к. лидерство – это стремление «построить город».

Друзья, а как вы считаете, кто такой лидер? (Дети высказывают свои представления о лидерах).

Подводя итоги вашим высказываниям, можно дать определение:

Лидер – это человек, обладающий качествами, позволяющими ему руководить людьми. А как вы считаете, любой ли человек может быть лидером? (Высказывания детей).

Сделаем вывод:

– лидерами не только рождаются, но и становятся;

– лидерство – это талант и мастерство, которые оттачивается годами;

– лидеры бывают разными, это зависит от характера каждого человека.

Тем не менее существуют качества, которыми должен обладать каждый лидер. Для того чтобы определить эти качества, предлагаю вам объединиться в группы.

Упражнение «Портрет лидера»

Цель: выявление лидера в группе, сплочение участников.

Необходимые материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.

Ход упражнения. Участники объединяются на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждой команде предлагается нарисовать портрет лидера, учитывая качества, которыми обладают лидеры. Далее происходит обсуждение работ.

Обсуждение:

1. Удалось ли выполнить задание?

2. Какие сложности возникали во время выполнения упражнения?

Таким образом, все качества, которые вы перечисли можно объединить в 3 группы:

Личные качества лидера: знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.

Управленческие и организационные лидерские качества: умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.

Психологические и социальные лидерские качества: коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.

Упражнение «Фотография»

Цель: выявление лидера в группе, сплочение участников.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход упражнения. Предлагается, чтобы дети представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для участников не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши

Обсуждение:

На что направлено упражнение?

Все ли согласны с распределением ролей для фотографии?

Что вызывало сложности во время упражнения?

Если бы была возможность самому выбрать роли, как бы вы их распределили. Почему?

В какой период смены рекомендуется проводить упражнение? Комментарий психолога после выполнения упражнения: дети понаблюдают за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Мини-лекция с элементами обсуждения.

Классификация лидеров:

– по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

– по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

– по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

– формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

– неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделают три стиля лидерства:

Авторитарный. Установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

Демократичный. Установление взаимоотношений сотрудничества. Лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

Либеральный. Нет установленных четких взаимоотношений. Лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на чем не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Лидерские ступени. Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого – вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

– Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

– Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируются необходимостью, а не возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

– Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

– Системное или стратегическое лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Сейчас я предлагаю Вам узнать, насколько у вас выражены лидерские качества и пройти опросник «Лидер»

Методика «Самооценка лидерства»

Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция: Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберете один, наиболее подходящий для Вас вариант ответа, обозначенный буквой «А» или «Б». Помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов; отмечайте тот ответ, который первым приходит в голову (Приложение А)

Заключительный блок

Упражнение «Какой был тренинг»

Цель: создать условия для актуализации знаний и умений, полученных на занятии; содействовать формированию положительного отношения к проделанной работе.

Инструкция: «Сейчас вам необходимо вспомнить все игры и упражнения, которые мы выполнили за время нашего занятия и дать обратную связь. Каждый участник тренинга говорит обратную связь, высказываемся «по часовой стрелке». Обратите внимание, ваш ответ должен состоять из максимального количества прилагательных-определений, которые подходят к описанию пройденного занятию».

Время на подготовку: 2 мин.

Дети высказываются по кругу.

Завершающее слово педагога-психолога. Подведение итогов занятия.

Ритуал прощания

Упражнение «Комплимент»

Цель: способствовать сохранению позитивных эмоций участников тренинга

Инструкция: дети становятся в круг, говорят комплимент соседу справа.

Приложение А

Методика «самооценка лидерства»

Данный экспресс – тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция: Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберете один, наиболее подходящий для Вас вариант ответа, обозначенный буквой «А» или «Б». Помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов; отмечайте тот ответ, который первым приходит в голову.

Регистрационный бланк

Вопрос

Варианты ответа

1

Что для Вас важнее в игре?

А – победа

Б – развлечение

2

Что Вы предпочитаете в общем разговоре?

А – проявлять инициативу, предлагать что-либо

Б – слушать и критиковать то, что предлагают другие

3

Способны ли Вы выдерживать критику, не вступать в частные споры, не оправдываться?

А – да

Б – нет

4

Нравится ли Вам, когда Вас хвалят прилюдно?

А – да

Б – нет

5

Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против Вас?

А – да

Б – нет

6

В компании, в общем деле Вы всегда выступаете лидером, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А – да

Б – нет

7

Умеете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих?

А – да

Б – нет

8

Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие (по званию, по должности, по возрасту)?

А – нет

Б – да

9

Удается ли Вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

А – да

Б – нет

10

Нравится ли Вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А – да

Б – нет

Обработка результатов подсчитывается общее количество ответов «А» и «Б».

Интерпретация

А = 7 – 10 баллов – высокий уровень лидерства

А = 4 – 6 баллов – средний уровень лидерства

А = 1 – 3 балла – низкий уровень лидерства

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Количество просмотров: 261  

Добавить комментарий

Target Image
1. Урок литературного чтения: деятельностый подход в организации работы младших школьников
2. Методическая разработка по теме «Международно-правовое регулирование окружающей среды в космическом пространстве (ликвидация космического мусора)»
3. Разработка вводного занятия туристско-экскурсионной образовательной программы «Знакомые – незнакомые улицы города Новосибирска»
4. Внеклассное мероприятие по английскому языку «Творчество Уолта Диснея»
5. «Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов
6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радио- и тележурналистика» (для обучающихся 7-11 классов)
7. Разработка учебного занятия в полиэтническом классе «21 февраля – Международный день родного языка»
8. Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
9. Внеклассное мероприятие к Дням воинской славы
10. Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Спасение Мальвины»
11. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе
12. Плавать просто
13. Методическая разработка урока в 4 классе
14. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры?
15. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР
16. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения»
18. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения
19. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы

Страницы

1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы