Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

 
 

Некрасова Жанна Николаевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Кляйн Оксана Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Инфантильное глотание – это специфический способ употребления пищи, характерный для младенцев. При глотании пищи или жидкости язык ребенка прокладывается между беззубыми деснами, упираясь в губы, что обеспечивает его безопасное перемещение в ротоглотку.

По мере прорезывания молочных зубов у ребенка происходит замена сосания жеванием и, соответственно, переход от инфантильного типа глотания к соматическому. В нормальном состоянии при соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого нёба. А его задняя часть продвигает пищу в гортань.

Однако у некоторых детей этот «переход» может не произойти, в результате чего сохраняется инфантильный тип глотания.

К этому может привести:

– длительное сосание соски;

– позднее включение в рацион твердой пищи;

– позднее прорезывание временных зубов;

– короткая уздечка языка;

– ротовое дыхание;

– использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки;

– нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка, регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания;

– хронический тонзиллит, аденоидные разрастания также способствуют смещению языка вперёд;

– если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Если инфантильное глотание не корректируется вовремя, это может привести к ряду проблем. В частности, такой тип глотания может способствовать формированию неправильного прикуса и вызвать речевые нарушения.

Симптомы инфантильного глотания

1. При глотании язык упирается в нижние зубы или находится между верхним и нижним зубными рядами.

2. При глотании у ребенка заметно напряжение в нижней части лица, включая точечные ямки на коже подбородка и в уголках рта.

3. При глотании участвуют не только мышцы рта, но и подбородочная мышца, а также мышцы шеи.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания (соматический) помогут создать специалисты. В том числе логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально. Но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка, если есть показания.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить. Живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе.

Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

Вкусное варенье. Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Качели. Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Маляр. Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Чистим верхние зубки. Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево. Затем повторите. Но с внешней поверхностью зубов.

Посчитай верхние зубы. Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 подхода.

Лошадка. Улыбнитесь, откройте рот. Пощелкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 30-40 раз.

Зеваем, жуём. Глотаем. Запрокинув голову, имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Футбол. Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Карандаш. Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

Восьмерки. Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Цифры. Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишите» все три цифры. 15-25 повторов.

Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого нёба в области небных складок (если ребенок не понимает, где должен находиться язык, то можно использовать хлебцы, кусочек хлебца приклеить к нёбу ребенка и держать, пока он не размокнет) зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение).

Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положение языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй – 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем – 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 минут. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 минут.

Помимо упражнений, полезно имитировать зевание, глотание, жевание.

Также нужно больше жевать твердой пищи: яблоки, морковь, сушки, баранки и т.д.

Для расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры используется логопедический массаж. Он проводится руками, при помощи зондов. После окончания массирования рекомендуется наложить тейпы на мышцы, которые участвуют в акте глотания.

Прогноз эффективности напрямую зависит от регулярности выполнения упражнений. Поэтому важно проводить их не только с логопедом, но и в домашних условиях, соблюдая рекомендации специалиста. Следите также за осанкой ребенка во время выполнения упражнений.

Количество просмотров: 3552  

Добавить комментарий

1. Урок литературного чтения: деятельностный подход в организации работы младших школьников
2. Методическая разработка по теме «Международно-правовое регулирование окружающей среды в космическом пространстве (ликвидация космического мусора)»
3. Разработка вводного занятия туристско-экскурсионной образовательной программы «Знакомые – незнакомые улицы города Новосибирска»
4. Внеклассное мероприятие по английскому языку «Творчество Уолта Диснея»
5. «Я-лидер!»: занятие-тренинг для обучающихся 9-11 классов
6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радио- и тележурналистика» (для обучающихся 7-11 классов)
7. Разработка учебного занятия в полиэтническом классе «21 февраля – Международный день родного языка»
8. Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
9. Внеклассное мероприятие к Дням воинской славы
10. Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Спасение Мальвины»
11. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Муравьишко» в старшей группе
12. Плавать просто
13. Методическая разработка урока в 4 классе
14. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры?
15. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения
16. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения»
17. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения
18. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста
19. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы
20. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге

Страницы

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы